Журнал «Золотой Лев» № 247-248 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В.П. Семенко
Народ
Божий и церковная бюрократия
За последнее время мы много слышали об «успехах» и
«укреплении» Русской Православной Церкви. Однако при ближайшем рассмотрении эти
«успехи» и «укрепление позиций» оказываются чисто виртуальной реальностью, не
имея собственно к Церкви и к делу спасения никакого отношения
Сравнительно недавно мы достаточно подробно, с помощью
целого ряда весьма красноречивых примеров уже показали, что в реальности
позиции Церкви в современном российском обществе как раз ослабляются; однако параллельно с этим
церковная бюрократия действительно укрепляет свои позиции и в России и в мире,
причем делает она это так, что самый непритязательный анализ заставляет говорить
о последовательном и все нарастающем перерождении самой церковной институции.
С прискорбием приходится констатировать, что времена
сложных аналитических построений, доказательств, основанных на логике и
богословских знаниях, стремительно проходят, и в этом смысле мы с горечью
ощущаем, что наши собственные, сравнительно недавние, работы быстро устаревают,
теряя свое актуальное прикладное значение. Богословие, догматы, каноны и пр. в
нынешней церковной «элите» мало кого интересуют; на смену церковности и
духовному взгляду на мир приходит «чистая» дипломатия и политика на грани
политиканства.
Еще совсем недавно официальные церковные СМИ и разного рода
клерки в рясах потратили немало усилий,
доказывая, что во время визита Святейшего Алексия в Соборе Парижской Богоматери
не было совместного с католиками молебна, а просто православные и паписты молились
самостоятельно, отдельно друг от друга; сегодня же впавшая в
состояние столбняка православная общественность читает вполне официальные
сообщения о том, что католические епископы «присутствовали» за православной
литургией, отслуженной митрополитом Илларионом в одном из католических
храмов Милана. Мне не вполне понятно, почему столь гостеприимные
католики никак не возмутятся этими стереотипными сообщениями патриархийных СМИ: ведь в них фактически предполагается,
что те настолько неблагочестивы, что перестают молиться в своих храмах у принадлежащих им святынь всякий раз, как только это
начинают делать православные! Столь «дипломатическая» трактовка предполагает,
естественно, что католические епископы и не причащались; как быть с многочисленными
призывами наших модернистов причащаться за каждой литургией, остается пока неясным…
Такие формулировки, предназначенные для внутреннего
использования, рассматриваются в качестве более чем «убедительного» формального
препятствия для всякого, кто (конечно же, в силу своей неразвитости и
склонности к мракобесию) вдруг станет напоминать о каких-то там апостольских
правилах, запрещающих молиться с еретиками. Ведь имело место не сослужение, а дипломатическо-экуменический
протокол! К многочисленным разновидностям литургии, имеющихся
у современных римо-католиков, следовало бы добавить
еще одну литургию — дипломатическую. Впрочем, инициатива в данном случае
принадлежит как раз православным!
Такая изощренность экуменической
дипломатии предполагает, что в крайне дурацком и, не побоимся этого слова,
достаточно непристойном положении окажется всякий, кто станет ломиться в
открытую дверь и напоминать о метафизической пропасти, разделяющей Запад и
Восток (о чем мы говорили совсем недавно – о неосужденной папистами варлаамитской
ереси с ее мировым значением, о духовной прелести позднекатолического
«подвижничества», догматически обоснованной в учении о filioque, о ложном, папистском понимании самой Церкви. Незаурядно
образованный митрополит Илларион, конечно же, все это хорошо знает. Должны ли
мы думать, что принципиальнейшие богословские расхождения, духовность, метафизика
и прочие отвлеченности сознательно игнорируются и приносятся в жертву во имя
глобальной экуменической политики, органически встроенной в другую
«глобальность» – глобальность глобализма?
Но весь этот новый всплеск дипломатической активности ОВЦС
в ее, так сказать, «респектабельном» варианте выглядит невинной шалостью на
фоне очередного экуменического действа в Мюнхене — с
участием представителей РПЦ, где вся картина приобрела какие-то уж поистине
гипертрофированные и карикатурные формы. Если сегодня православные,
«предстоящие» за экуменическим богослужением, не используют икон, дабы «не
смущать протестантов», то какое уже значение имеют на
этом фоне продолжающиеся в разных местах всевозможные «богословские
собеседования»? Жизнь, реальность в любом случае первична! Никаких
формальных решений в духе экуменического «соединения Церквей» не принимается; однако
экуменическая идеология все активнее внедряется в повседневную практику!
Все большее число православных, не
потерявших веры и церковного сознания, начинает испытывать серьезнейший
духовный дискомфорт, не в силах воспринимать происходящее как какой-то совсем
отвлеченный процесс, не имеющий отношения к их жизни в этой Церкви; однако
большая часть клириков и архиереев, запуганная историей с Диомидом, продолжает делать вид, что ничего
особенного не происходит, надеясь «отсидеться в окопах».
Действия церковной бюрократии порой таковы, что возникают
сомнения в какой-либо церковности и самой вере этих людей. Чего стоит (уже
воспетое придворными борзописцами) решение
традиционный Крестный ход на праздник святых Кирилла и Мефодия
заменить неким «патриаршим шествием», куда людей, как сообщают, собрали по
разнарядке от префектур! Из тридцати тысяч планировавшихся участников (СМИ
сообщают, что собрали сорок) для православных приходов была выделена квота в
одну тысячу (!) человек, остальные составили люди, в лучших «совковых»
традициях собранные от вузов, предприятий и общественных организаций. Церковная
администрация, которая собственноручно расписывается в своем бессилии (или
нежелании) собрать на свое мероприятие собственно церковный народ – весьма
красноречивая картина реальности, прикрываемая победными реляциями о
«православном прорыве»!
Крестный ход – это общественная молитва, освящение города,
когда храмовая молитва выходит на улицы; участие в такой молитве возможно лишь
по зову сердца; спрашивается, молились ли люди, которых начальственная воля
грубо оторвала от учебы, работы для пропитания и других насущных забот? Пиар
побеждает все? Значит, цель этой церкви – убедительная телекартинка,
а не спасение?
Последний шокирующий ход чувствующей себя абсолютным
победителем церковной бюрократии – это решение пригласить на Всемирный Русский народный
собор не нуждающуюся в дополнительных эпитетах и рекомендациях гламурную теледиву Ксению Собчак, мотивируя это в очередной
раз «миссионерскими целями». Разве кто-то не знает, что Христос, общаясь с
мытарями и блудницами, нес им Слово Божие, «Путь, Истину и Жизнь», то есть Самого Себя, обращая их к истинной вере, а не вел с ними
политического диалога? Это мы, простые православные, можем каяться в грехах на
исповеди; г-жа Собчак должна непременно поучать нас с трибуны ВРНС!
Соборность отсутствует в принципе, мнение православного
народа в церковной «элите» никого не интересует. Кому-то еще неясно, что Межсоборное присутствие будет штамповать решения, заранее
подготовленные кучкой церковных клерков? Говорите и пишите что хотите, только потише; все непременно будет старательно замалчиваться. У
них нет ответа на наши богословские аргументы (по тому же экуменизму), но он и
не планируется. «Собака лает, караван идет».
Главный враг церковной бюрократии (и эмоции последней
периодически прорываются) – народ Божий, те истинно православные люди, которые,
ощущая себя перед лицом Христа, смотрят на жизнь с позиций веры, а не
политической целесообразности, примитивной корысти и элитно-клановых раскладов.
Именно поэтому всякий раз, когда где-то начинает накапливаться сгусток
подлинной духовной энергии и религиозного энтузиазма, она злобно пикирует на
этот очаг, всеми силами, любой ценой стремясь его разорить. Сейчас уже вполне ясно,
что реальный проект, носителем коего являются «симфонически»
сращиваемые церковная и светская бюрократии, заключается не больше не меньше,
как в смене самой паствы (для нас это было ясно уже давно). К. Собчак, рокеры-байкеры и Иван Демидов не станут вникать в
богословско-канонические вопросы.
Но Промысел победить нельзя. Парадоксальным образом
оказывается, что тотальное наступление церковной бюрократии приводит к самому
насущному: возгреванию веры, накалу религиозного
чувства. Ибо все большее число церковных людей, наблюдая зримые черты последних
времен, избавляется от гордыни, перестает уповать лишь на свои слабые человеческие
силы; перед ними открывается бесконечная метафизическая перспектива древней
Церкви, жившей радостным эсхатологическим ожиданием: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20).
Правая.ру,
27.05.2010