Журнал «Золотой Лев» № 249-250 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
М.М. Гельман
Органы
госконтроля необходимо подчинить президенту страны
Чиновников целесообразно сокращать не персонально,
а целыми министерствами и ведомствами
Система управления любым объектом, включая экономику и
здравоохранение, в частности, должна реализовывать определенные функции,
обеспечивающие решение управляемым объектом заданных задач. Нынешние функции
министерств и ведомств, которые сводятся в основном к написанию всяческих директив,
в том числе в виде нормативных документов, в этой части мало изменились с
советских времён. Но тогда эти бумаги были наполнены каким-то практически
значимым содержимым и обязательно выполнялись, так как министерства и ведомства
в Советском Союзе представляли собой, говоря языком рынка, холдинговые
компании. Они управляли подчинёнными предприятиями и являлись хозяйствующими
субъектами, действовавшими в рамках общегосударственного плана. Все холдинги в
виде «дочек» входили в громадную госкорпорацию – «материнскую компанию»,
правлением которой являлся Совет министров СССР, а советом директоров – политбюро
ЦК КПСС.
Перечисленные элементы структуры государственного
управления являлись взаимосвязанными составными частями комплексного органа
регулирования всей страной и ее экономикой. Но для устойчивости и эффективности
управления объектами, согласно канонам теории систем, помимо органа
регулирования - звена прямой связи, система управления должна содержать также
независимое звено обратной связи – орган контроля. Посредством звена
(совокупности звеньев) обратной связи получают оперативную информацию о реакции
на команды и текущем поведении объекта, что позволяет динамично отслеживать и
корректировать его состояние и дальнейшее поведение, исходя из целей и задач
управления.
Наглядным примером управляемого объекта является
автомобиль. Водитель, являясь частью системы управления автомашины, непрерывно,
в основном через свои органы зрения, получает информацию о состоянии на дороге
и следит за показаниями приборов. На основе этих сведений его мозг формирует
сигналы для регулирования дальнейшим движением транспортного средства. При этом
органы зрения водителя являются звеном обратной связи - контроля. Но если вдруг
водитель окажется лишен возможности следить за дорогой – лобовое стекло
покроется грязью или кто-то его закроет тряпкой, либо ночью откажут фары, то
аварии не избежать.
Для обеспечения устойчивости, безопасности и развития
страны, помимо правового и административного регулирования необходимых для
этого экономических условий и нормативов хозяйственной деятельности, должны
также регулироваться те сферы деятельности, которые непосредственно влияют на
соблюдение гарантируемых Конституцией прав граждан, включая охрану их здоровья,
и интересов государства и общества. Эти права и интересы должны являться
критериями выбора предметов правового регулирования и самого регулирования,
которые необходимо положить в основу соответствующих законодательных актов. А
конкретные требования к объектам нормативно-правового регулирования должны регламентироваться
соответствующими подзаконными актами – государственными стандартами,
обязательными для применения на всей территории страны и гармонизированными с
международными. Причем, предметы регулирования данного управляемого
объекта и предметы контроля должны быть идентичными, иначе поведение объекта
будет непредсказуемым.
Следует отметить еще одно обстоятельство, влияющее на
устойчивость поведения управляемого объекта: его звенья обратной связи – органы
контроля должны быть максимально независимы от соответствующих регулирующих
звеньев. В этом отношении водитель автомашины, впрочем, как и любого
управляемого транспортного средства, весьма ненадежен для управления, так как
его органы регулирования и контроля взаимозависимы. Нынешняя система управления
государством и его экономикой напоминает человека-водителя, так как все органы
государственного контроля подчинены соответствующим министерствам и ведомствам,
что исключает их самостоятельность и объективность при контроле состояния
объекта. Этим объясняются, в частности, многочисленные техногенные катастрофы,
госзакупки некачественных вакцин против гепатита B и многие другие напасти.
Поэтому, чтобы обеспечить требуемую эффективность и
устойчивость управления страной и экономикой, необходимо все звенья обратной
связи - федеральные органы контроля (надзора) вывести из регулирующего звена –
правительства и подчинить президенту страны, как гаранту соблюдения
Конституции. При формировании их списка надо исходить из указанных выше
критериев выбора предметов правового регулирования и самого регулирования.
Этими критериями, как отмечалось, являются, в частности, гарантируемые
Конституцией права и свободы граждан, а также интересы государства и общества.
Следует отметить, что сегодня выбор предметов нормативно-правового
регулирования во многом случаен, и далеко не всегда предметы регулирования и
контроля идентичны. Это порождает хаос в экономическом законодательстве,
способствует дерегулированию экономики, сворачиванию товарного производства,
росту массовых пищевых отравлений и заболеваний, и возникновению других
негативных явлений.
В соответствии со сказанным, подчинить президенту страны
представляется необходимым и Счетную палату, осуществляющую контроль за
использованием бюджетных средств и государственного имущества. При этом отпадет надобность в существовании Росимущества,
регулирующие функции которого можно будет передать соответствующему
департаменту Минэкономразвития. Отпадет также надобность и в Минпромторге,
функции управления которого в сфере промышленного производства сведены почти к
нулю. Так что чиновников целесообразно сокращать, что намечено, не персонально,
а целыми министерствами и ведомствами.
Координировать деятельность федеральных органов
государственного контроля (надзора) могло бы Контрольное управление Президента
РФ. Их переподчинение станет начальным этапом модернизации
управления экономикой, и позволит контролировать последующее реформирование
исполнительной власти
АПН, 18.06.2010