Журнал «Золотой Лев» № 251-252 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
Е. Барановский
главный редактор портала "ЗАВУЧ.ИНФО"
Бюрократия
губит русское образование
Образование – это целая система из множества составляющих.
Она включает и процесс преподавания, и процесс обучения, и программы, и
учебники, и современное оборудование, и качество управления школами органами
образования. Можно еще многое перечислять, что влияет на современное
образование. Остановимся на некоторых моментах.
Хотя два раза в год во всех теленовостях нам показывают
умилительные картинки "первых звонков" и выпускных вечеров, создается
впечатление, что стране не нужны грамотные люди, и чем больше и громче говорят
представители органов образования об инновационных методах преподавания, о
дифференциации и индивидуализации обучения, тем в большую пропасть падает само
образование.
А что такое школа? Это женщина, у которой каждые 45 минут
меняется состав учеников. Пожилые люди, которым из-за возраста закрыта дорога в
современные учреждения, из-за постоянной перегрузки имеющие проблемы со слухом,
зрением, давлением, нервной системой. Необходимость всю жизнь работать на 1,5-2
ставки, классное руководство на общественных началах (не считать же жалкие
гроши оплатой), походы по домам для составления различных актов, переписи
детей, ремонт класса (до сих пор в отпуск нельзя уйти, не отремонтировав
кабинет), уборка улиц и многое другое, что ежедневно требуют от учителя, – превратили
этих людей в объект насмешек.
Молодежь и мужчины давно бегут от школы, остались только
женщины предпенсионного и пенсионного возраста (молодыми считаются
сорокалетние), и им отвечать за все образование?! Ощущая стыд от плохой одежды,
от вчерашнего кинофильма, в котором снова показали учителя садиста и дебила, от
того, что не смогла купить нужную книгу, что не выкроила денег на подписку
методической литературы, каждое утро встают к доске учительницы, мучительно
думая, как дотянуть до получки, у кого занять деньги на лекарства. И от них
ждать качественного образования? Именно они должны изменить к лучшему
обстановку в стране?
Нет, государство иногда делает вид, что озабочено
ситуацией, обещает даже в течение 3 лет повысить учителям зарплату в 1,5 раза.
Спасибо, благодетели, вот только цены убегают так, что обещанного повышения не
хватит и на одну поездку в автобусе! А ведь учитель не должен работать больше
нормы. 18 часов – оптимальный вариант. Только при такой нагрузке есть время
качественно проверить тетради. Написать конспекты. Прочитать новинки литературы,
восстановиться и войти в класс спокойным, бодрым, увидеть глаза каждого ребенка,
общаться без крика с учениками. 4-ые – 5-ые уроки уже даются с напряжением, а
6-ой урок – пустое время, когда ждешь звонка, стервенея от головной боли.
Поэтому и не бывают здоровыми учителя, не спутаешь их в толпе с работниками
налоговой инспекции. Но нет выбора - на ставку не проживешь.
Уроки закончены – начинаются различные заседания,
совещания, педсоветы, которые превратились в обвинительные процессы над
учителями. Кто еще позволит так себя унижать? А директоров и завучей так же
унижают в районных и городских органах образования. Ведь самые страшные
угнетатели – бывшие рабы. Учесть надо и то, что ни ученики, ни родители не
отвечают за образование, во всем и всегда виноват учитель. Можно не учиться, оскорблять
одноклассников и учителей, баловаться на уроках, не давать проводить занятия –
все сойдет с рук. А если учитель посмеет возмутиться – жалоба в органы
образования, страшные статьи в газетах, что ребенка в школе терроризируют, а он
ничего плохого не делал, всего-то не посещал школу. Если же являлся, баловался,
крушил мебель, дрался, курил прямо в школе, обзывал учителей – то это
"дело молодое", а учителя такие вредные ставят "двойку" или
предлагают перейти в вечернюю школу. И сразу нагоняй всем учителям школы –
управление образования всегда на стороне детей, а кому надо заступаться за
учителей, за нормальных детей? Но ведь ответственность бывает только обоюдная,
иначе это безответственность. Вот и боимся уже в любое время суток групп
подростков больше, чем взрослых бандитов.
Другая сторона отвратительного процесса обучения –
понимание, что знания в наше время не играют никакой роли. Зачем учиться, если
без денег все равно никуда не поступишь, а с деньгами и так получишь хорошее
место? Этот нигилизм проявляется уже к 9-му классу. А потом учитель тратит
время и нервы, чтобы заставить хоть как-то учиться, но на любой положительный
пример о пользе знаний, школьники приведут множество примеров о пользе денег.
Впрочем, поступают куда-нибудь все, но сами говорят, что выбирают учебное заведение
не по интересу, а "куда денег хватило", чтобы не болтаться на улице.
Неверие в положительные сдвиги в стране губит молодежь, размывает
нравственность, а с учителя все требуют усилить воспитательную работу.
Ухудшает обстановку обилие программ, в которых трудно
разобраться. Пишут программы кто во что горазд. Эти программы накладываются на
количество часов, отводимых на предмет в разных школах. В итоге одни изучают
литературу или математику по 2 часа в неделю, другие по 4-5 часов. Программы
перенасыщены теорией, изучаем предметы "галопом по Европам", нет
времени на закрепление и повторение. В школьную сетку часов втиснута масса
новых предметов, в основном за счет русского языка, литературы и математики.
Дети не научились читать, решать задачи, а каждый урок – новая тема или новый
предмет, знания не усваиваются, начинаются конфликты с учителями, а те просто
рисуют оценки, чтобы не получить выговор за плохое качество обучения.
Процентомания никогда не была так сильна, как в настоящее
время. При этом экзамены сдают по одним вопросам, пишут сочинения по одним
темам, не учитывается, что предмет изучался по разным программам и разное
количество часов. Перед экзаменами идет просто "натаскивание"
учеников, подключаются репетиторы, – потом в вузах удивляются слабым знаниям
новых студентов.
Масса учебников, в которых по-разному трактуются понятия,
порождают проблемы при переходе детей из школы в школу, при поступлении в
другие учебные заведения, когда у преподавателя свое мнение, а в школе учили
по-другому. Результат – хаос вместо знаний.
Учебники не выдерживают никакой критики – масса ошибок,
субъективизм, неудобоваримый язык, отсутствие ярких и интересных иллюстраций.
Детей не заставишь открыть нужный параграф и прочитать. При этом городской
отдел образования, любящий говорить о дифференциации, проводит олимпиады по
старинке – от каждой школы по одному ученику, всем одинаковые задания, – а
потом сравнивает результат, ругая низкое качество, забывая при этом, что в той
школе несколько профильных математических классов, а в этой один
общеобразовательный, где на математику отведено всего 2 часа. Почему бы олимпиады
не проводить среди сильнейших, не выявить таланты, пусть из этой школы будет 5
человек, а из другой ни одного, если там нет сильных по данному предмету? Но
без уравниловки органы образования работать не могут.
Неуважительное отношение к школе прослеживается отчетливо
именно от них. Равнодушие к школьному плану, бесконечные отрывы от работы на
ненужные семинары, внезапные конкурсы, срочные сочинения к разным мероприятиям,
истерия по поводу юбилеев, регулярный отзыв учеников с занятий на бесконечные
соревнования для галочки, что для маленьких школ превращается в катастрофу. Чем
меньше учеников и учителей, тем больше чиновников от образования. 30 лет назад,
все ГОРОНО помещалось в 4 комнатах маленького дома, а сейчас уже заняли три
этажа громадного здания. Методисты превратились еще в один инспектирующий
орган, вал бумаг для отчета увеличивается в геометрической прогрессии.
Сократить бы чиновников, появились бы деньги на ремонт, меньше пришлось бы собирать
их с родителей, на новые парты, на закупку пособий, на улучшение питания детей.
Но это уже из области фантастики.
Компьютеризация школы не решит проблемы. Как можно обучать
20 и больше детей на 5-6 компьютерах б/у (все новые ушли по другому адресу),
грамотного преподавателя информатики тоже на несколько часов не заманишь -
дороже обойдется проезд к школе?
Новая оплата труда резко уменьшила и без того крошечные
зарплаты, учитель оказался крайним и в ответе и за демографический спад.
Ремонт школы – источник конфликта между учителями и
родителями. Лицемерные заявления в СМИ органов управления, что родители не
обязаны делать ремонт, натыкается на требование администрации школы не уходить
в отпуск, не сделав ремонт. Денег учительских не хватит, обращаются к
родителям, но те не желают помочь. Учителя переносят в это время массу
унижений. Хорошо, если в классе найдутся сердобольные родители, а то половину отпуска
бесплатно работаешь штукатуром-маляром. Зато при приемке школы учителю делают
замечания, о нарушении технологии при покраске. Почему бы учителю не принимать
класс, выходя из отпуска? Или честно признаться, что нет денег на ремонт
кабинетов, родители обязаны помочь. Но продолжают сталкивать лбами школу и
родителей.
Лицемерие, бестолковщина, хаос, засилье чиновников не
позволяют надеяться на лучшее. А новые реформы даже сами разработчики называют
непопулярными. Свалят на плечи учителей новые нагрузки и задачи, те не вынесут,
уйдут на пенсии – закончится образование. Впрочем, оно уже умирает, и попытки романтиков
от образования построить новую школу обречены.
НАО, 23.06.2010