Реклама:
Номер 255-256
подписан в печать 15.09.2010
Андрей Воронцов - Рождение нации

Журнал «Золотой Лев» № 255-256- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Куликовская годовщина

 

Рождение нации

21 сентября 1380 года, 630 лет назад Русь победила в битве на Куликовом поле

 

Победа на Куликовом поле стала поворотным пунктом в борьбе русского народа с 300-летним игом Золотой Орды. Мнения историков о значении этого события для России на протяжении веков неизменны: «Русь родилась на Куликовом поле» (В. Ключевский); «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись с Куликова поля русские» (Л. Гумилёв). Почивший в Бозе Патриарх Алексий II назвал это событие «краеугольным камнем будущей российской государственности». Сейчас появляются различные мнения насчёт места битвы, участников, количества и состава воюющих сторон. Многие из этих мнений расходятся с традиционным пониманием Куликовской битвы, однако основная версия событий никаким сомнениям не подлежит. Не может быть умалено в веках историческое значение этой битвы: произошедшее объединение русских княжеств и других народов вокруг Москвы для защиты от общего врага — явилось знаковым событием.

Память о Куликовской битве сохранилась в русских исторических песнях, былинах, повестях. «Сказание о Мамаевом побоище» (Х1У-ХУ вв.) наиболее полно освещает события героического сентября 1380 года. Известно более 100 списков «Сказания» за период с XVI по XIX вв., дошедших в 4-х редакциях: Основной, Распространённой, Летописной и Киприановской. Распространённая редакция содержит такие подробности событий Куликовской битвы, каких нет в других памятниках, начиная с посольства Захария Тютчева в Орду с дарами с целью предотвратить кровавые события. В Распространённой редакции есть сведения о численности войск Мамая, описания приготовления русских полков к походу, подробности их маршрута на Куликово поле, особенности дислокации, перечисление князей и воевод, принимавших участие в сражении. Рассказывает о сражении и древний литературный памятник «Задонщина». В памяти народной осталось это сражение как битва с силою тёмной, «богомерзкой», возглавляемой «укорителем христиан».

После поражения золотоордынских войск на реке Воже в 1378-м, ханом Золотой Орды был выбран бывший ордынский темник (военачальник, командовавший «тьмою», то есть 10000 воинов) по имени Мамай. Летом 1380 года он собрал в Кафе (Феодосии) войско, насчитывавшее около 100—150 тысяч сабель. Это, как писали В. Кожинов, Л. Гумилёв и Ю. Лощиц, была, в сущности, интернациональная армия, созданная на деньги еврейских банкиров из Генуи. Помимо монголо-татар и крымчаков, в ней были отряды поляков, литовцев, генуэзцев, осетин, армян, касогов и других народов. Союзником Мамая согласился стать великий князь литовский Ягайло, войско которого должно было поддержать ордынцев, двигаясь по Оке. Вторым союзником Мамая — по сообщению ряда летописей — был рязанский князь Олег Иванович. По данным других летописей, Олег Иванович лишь на словах выразил готовность союзничать, пообещав Мамаю воевать на стороне татар, сам же предупредил русское воинство о грозящем соединении войск Мамая и Ягайло.

В конце июля 1380 года, узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, московский князь Дмитрий Иванович обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. В основном в ней были москвичи и воины из земель, признавших власть московского князя. Новгород, Смоленск, Нижний Новгород не поддержали Дмитрия. Не дал своих воинов и соперник московского князя — князь Тверской.

Князь Дмитрий незадолго до битвы провёл военную реформу, укрепив ядро русского войска за счёт княжеских конниц. Реформа дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим «тяжёлую пехоту». Пешие ратники, по распоряжению князя, были вооружены копьями с наконечниками треугольной формы и метальными копьями с кинжаловидными наконечниками. Против пеших ордынцев русские воины имели сабли, а для дальнего боя луки; головы их защищали шлемы с металлическими наушиями и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями), грудь прикрывалась чешуйчатой, пластинчатой или наборной бронёй, комбинированной с кольчугой.

Старые миндалевидные щиты были заменены круглыми, треугольными, прямоугольными и сердцевидными.

План похода князя Дмитрия состоял в том, чтобы не дать хану Мамаю соединиться с союзниками, вынудить его переправиться через Оку или сделать это самим, неожиданно выйдя навстречу противнику. Благословение на исполнение замысла Дмитрий получил у Преподобного Сергия Радонежского, который, наставив его: «Мужайся и крепись и призывай Бога на помощь», — не только предрёк князю победу, но и духовно укрепил войско, послав на брань двух иноков своей обители — Пересвета и Ослябю.

Из Коломны, где собралась многотысячная княжеская рать, Дмитрий в конце августа дал приказ двигаться на юг. Стремительный марш русских войск (около 200 км за 11 дней) не позволил силам противника соединиться. Ночью перейдя реку Дон с левого на правый берег по наплывным мостам из брёвен, русские вышли к Куликову полю, которое лежало между реками Непрядвой и Доном (ныне Куркинский район Тульской области. Впервые упоминается в «Задонщине»). Место битвы было выбрано неслучайно. Вся география восьмикилометрового Куликова поля благоволила русскому войску, с севера его ограничивала река Дон; с запада и северо-запада — Непрядва; с востока и северо-востока — реки Рыхотка, Смолка и Нижний Дубяк. Ввиду этого войско Мамая могло подойти к полю только с юга, со стороны возвышенности, называемой Красным холмом. Тыл русских был прикрыт рекой — таким тактическим манёвром князь Дмитрий, понимавший важность сражения, отрезал себе пути возможного отступления, но одновременно прикрыл с флангов своё войско реками и глубокими оврагами, затруднив осуществление обходных манёвров конницы ордынцев. Диктуя Мамаю свои условия боя, князь расположил русские войска эшелонировано: впереди стоял Передовой полк (под командованием князей всеволжских Дмитрия и Владимира), за ним — Большой из пеших ратей (Тимофея Вельяминова), правый и левый фланги прикрывали конные полки «правой руки» коломенского тысяцкого Микулы Вельяминова и «левой руки» литовского князя Андрея Ольгердовича. За этим основным войском встал резерв — лёгкая конница брата князя Андрея, Дмитрия Ольгердовича. Она должна была встретить ордынцев стрелами. В лесной дубраве князь Дмитрий расположил резервный Засадный полк под командованием серпуховского князя Владимира Андреевича, после битвы получившего прозвище Храброго, а также опытного воеводы боярина Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского.

Московский князь старался вынудить ордынцев, в первой линии которых всегда стояла конница, а во второй — пехота, к фронтальной атаке.

Битва началась утром поединком богатырей. С русской стороны вышел инок, благословлённый Преподобным Сергием Радонежским, Александр Пересвет. От татарского войска — Темир-мурза (Челубей). Поединок был недолгим: воины одновременно на скаку вонзили друг в друга копья, и едва Челубей выпал из седла, ордынская конница двинулась в бой и смяла Передовой русский полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенёс главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича: он ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы. Мамаева рать была разгромлена за четыре часа (сражение продолжалось с 11 до 2 часов дня). Русские воины преследовали остатки войска до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля); там же была захвачена ставка ордынцев. Мамай успел бежать, а его литовский союзник князь Ягайло, узнав о поражении, спешно повернул войска обратно. Когда Мамай вернулся в Кафу, то был удавлен — по одной версии, своими генуэзскими кредиторами, по другой — посланцами соперника, хана Тохтамыша.

Древний бытописатель горестно заметил, что это была «брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил... И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшихся». Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Восемь дней «стояли на костях», восемь дней хоронили героев, за веру и Отечество живот свой положивших. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина. Князь Дмитрий Иванович, участвовавший в битве в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище Донского. Из дубов Зелёной дубравы, в которой стоял в засаде полк князя Владимира Андреевича, срубили церковку Рождества Богородицы, поставив её над братской могилой у реки Непрядвы. А 40 ближайших бояр князя Дмитрия Донского вместе с иноками Пересветом и Ослябей похоронили в Старом Симоновой монастыре, промыслительно построенным племянником Сергия Радонежского Феодором, по указанию Преподобного в 1370 году близ реки Москвы. Позже в Москве в память сражения были возведены церковь всех Святых на Кулишках, а также Богородице-Рождественский монастырь, давший приют вдовам и сиротам ратников, погибших в Куликовской битве. На Красном холме Куликова поля в 1848 году был сооружён памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой — 28-метровая чугунная колонна (архитектор А.П.Брюллов).

В 1913—1918 годах на Куликовом поле был выстроен храм во имя Прп. Сергия Радонежского.

Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани. Куликовская битва вселила в народ веру в возможность победы над ордынцами, столетиями угнетавшими русскую землю, укрепила роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство. Благодаря Куликовской битве наш народ, отстояв себя как народ православный, стал «удерживающим», — самим фактом существования православного христианского государства продлевающим земную историю человечества, отодвигающим конец мiровой истории.

Святый княже Димитрие, со воины, за веру и Отечество живот свой на поле Куликовом положившими, моли Бога о нас грешных!

 

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ

 

Подвиг Пересвета и Осляби

 

Воинами христолюбивыми, святыми поборниками земли Русской и «прехвальными страдальцами послушания» именует Русская Православная Церковь преподобных иноков Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

20 сентября - память прпп. иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби

Александр Пересвет совершил свой подвиг иноческого послушания в самом начале Куликовской битвы (1380) в поединке с татарским богатырём Челубеем; Андрей Ослябя — в ходе всего сражения, в первых воинских рядах, поддерживая физически и духовно бившихся с ним бок о бок «пехотных людей».

Как пришло решение к профессиональным военным — люботскому боярину (из г. Любутска на Оке) Андрею (Ослябе) и брянскому боярину Александру (Пересвету) принять монашеский сан, неизвестно. Существует предание, согласно которому Пересвет принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, который был выстроен на реке Устье, среди величавой красоты сосновых боров, по благословению Преподобного Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно преданию и историческим источникам, когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 году приехал за благословением на битву к Преподобному Сергию, оба бывших воина были уже послушниками Троице-Сергиевого монастыря.

18 августа 1380 года святой благоверный князь московский Дмитрий приехал просить у Преподобного Сергия Радонежского благословение на битву, и тот дал ему в подкрепление двух своих иноков. Призвание Осляби и Пересвета в ряды войск имело не столько военное, сколько духовное значение. Самих иноков Преподобный Сергий вооружил «нетленным Крестом Христовым, нашитым на схимах». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, Преподобный Сергий сказал им: «Братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство».

В день праздника Рождества Богородицы принял Александр Пересвет вызов сильнейшего воина из войска Мамая и вступил с ним в единоборство.

В Никоновской летописи дано описание этого поединка: выехал печенег из полку татарского, потрясал оружием пред русскими рядами, и «был он страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти». В «Сказании о Мамаевом побоище» Челубей уподоблен древнему Голиафу: «пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его», Пересвет также представлен воином-богатырём. Соперники были на конях. Пересвет возложил на себя святую схиму — матерчатый шлем ангельского образа с нашитым на нём крестом. Соперники, по словам «Сказания», «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения Преподобного Сергия и воодушевил русские войска. Известно, что павших в Куликовской битве хоронили в течение восьми дней на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.

 

 

Андрей (Ослябя) героически сражался в воинских рядах на Куликовом поле, был ранен, но выжил. Древнейшие рассказы о битве: «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце, Симеоновской летописи), летописная «Повесть о Куликовской битве» (в Новгородской и Софийской летописях) — сообщают о гибели на Куликовом поле только Александра (Пересвета). В летописных списках убитых на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя одного Александра, что косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей после Куликовской битвы служил у московских митрополитов. Так, некоторые источники позволяют предположить, что в 1398 году Ослябя ездил в Константинополь в составе посольства московского Великого князя Василия для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок. В документах, относящихся к 1390—1393 годам, также встречаются упоминания «чернеца Андрея Осляби» в числе бояр Митрополита всея Руси Киприана.

Закончивший свой жизненный путь Андрей Ослябя был похоронен рядом с Александром Пересветом в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.

Над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». В 1509 году на месте деревянного храма строится каменный. В ХУШ-ХIХ веках к четверику храма пристраивается трапезная часть, и место погребения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби оказывается в самом храме. При перестройках храма их могилы оставались в сохранности в течение многих веков. Место погребения героев Куликовской битвы всегда особенно почиталось народом России и особенно её правителями. Существуют свидетельства посещения могил Пересвета и Осляби Великим князем Иоанном III, Царями Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем.

В 1928 году храм Рождества Богородицы в Симоновом монастыре был закрыт. Могилы святых иноков — героев Куликовской битвы — оказались на территории созданного здесь завода «Динамо», надгробия использовались как платформа для электромотора. Хотя имена монахов-воинов упоминались в советских учебниках по отечественной истории. Наконец в 1980 году, в связи с 600-летием Куликовской битвы, могилы Пересвета и Осляби были отнесены к историческим памятникам, охраняемым государством. В 1988 храм Рождества Богородицы был отделён от завода и в 1989-м открыт для посещения, надгробия восстановлены.

Сохранился посох из яблоневого дерева, по преданию, принадлежавший Александру (Пересвету). В течение последних веков он находился в алтаре соборной церкви Димитриевского монастыря (близ г.Скопина Рязанской обл., в 45 верстах от Куликова поля). Согласно монастырскому преданию, Пересвет по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего монастыря в честь небесного покровителя князя Дмитрия Донского — преподобного Димитрия Солунского. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.

В XVII веке имена Александра и Андрея, преподобному-чеников Московских, были внесены в святцы, в конце XVII века включены в «Описание о российских святых»; в 1896 году их имена поместили в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников Прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), а в 1981-м они записаны в Соборе Радонежских святых. Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии Прп. Сергия (XVI в.), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.), на житийной иконе Прп. Сергия 1680 года.

 

 

Богата Русь и обильна великим сонмом людей, поработавших Христу на ниве богоугодной жизни. Здесь и святители, и князи благоверные, и праведные мiряне, воздержники и мученики безстрашные, и даже монахи-воины: всякому желающему снискать Царство Небесное даёт Господь послужить. Имена Пересвета и Осляби светятся здесь, на скрижалях родной истории, напоминая изверившимся современникам и будущим поколениям россиян, что военная слава Руси вырастала из её духовной мощи.

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся, преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати!

 

Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА

 

Русский дом, №9 сентябрь 2010