Журнал «Золотой Лев» № 255-256- издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
Куликовская
годовщина
Рождение нации
21 сентября 1380 года, 630 лет назад Русь победила в битве
на Куликовом поле
Победа на Куликовом поле стала поворотным пунктом в борьбе
русского народа с 300-летним игом Золотой Орды. Мнения историков о значении
этого события для России на протяжении веков неизменны: «Русь родилась на
Куликовом поле» (В. Ключевский); «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись
с Куликова поля русские» (Л. Гумилёв). Почивший в Бозе
Патриарх Алексий II назвал это событие «краеугольным камнем будущей российской
государственности». Сейчас появляются различные мнения насчёт места битвы,
участников, количества и состава воюющих сторон. Многие из этих мнений
расходятся с традиционным пониманием Куликовской битвы, однако основная версия
событий никаким сомнениям не подлежит. Не может быть умалено в веках
историческое значение этой битвы: произошедшее объединение русских княжеств и
других народов вокруг Москвы для защиты от общего врага — явилось знаковым
событием.
Память о Куликовской битве сохранилась в русских
исторических песнях, былинах, повестях. «Сказание о Мамаевом побоище» (Х1У-ХУ
вв.) наиболее полно освещает события героического сентября 1380 года. Известно
более 100 списков «Сказания» за период с XVI по XIX вв., дошедших в 4-х
редакциях: Основной, Распространённой, Летописной и Киприановской.
Распространённая редакция содержит такие подробности событий Куликовской битвы,
каких нет в других памятниках, начиная с посольства Захария
Тютчева в Орду с дарами с целью предотвратить кровавые события. В
Распространённой редакции есть сведения о численности войск Мамая, описания приготовления
русских полков к походу, подробности их маршрута на Куликово поле, особенности
дислокации, перечисление князей и воевод, принимавших участие в сражении.
Рассказывает о сражении и древний литературный памятник «Задонщина».
В памяти народной осталось это сражение как битва с силою тёмной, «богомерзкой»,
возглавляемой «укорителем христиан».
После поражения золотоордынских войск на реке Воже в 1378-м, ханом Золотой Орды был выбран бывший
ордынский темник (военачальник, командовавший «тьмою», то есть 10000 воинов) по
имени Мамай. Летом 1380 года он собрал в Кафе (Феодосии) войско, насчитывавшее
около 100—150 тысяч сабель. Это, как писали В. Кожинов,
Л. Гумилёв и Ю. Лощиц, была, в сущности,
интернациональная армия, созданная на деньги еврейских банкиров из Генуи.
Помимо монголо-татар и крымчаков, в ней были отряды поляков, литовцев,
генуэзцев, осетин, армян, касогов и других народов.
Союзником Мамая согласился стать великий князь литовский Ягайло, войско
которого должно было поддержать ордынцев, двигаясь по Оке. Вторым союзником
Мамая — по сообщению ряда летописей — был рязанский князь Олег Иванович. По
данным других летописей, Олег Иванович лишь на словах выразил готовность союзничать, пообещав Мамаю воевать на стороне татар, сам же
предупредил русское воинство о грозящем соединении войск Мамая и Ягайло.
В конце июля 1380 года, узнав о намерениях ордынцев и
литовцев воевать с Русью, московский князь Дмитрий Иванович обратился с
призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне и вскоре собрал рать,
немногим меньшую войска Мамая. В основном в ней были москвичи и воины из
земель, признавших власть московского князя. Новгород, Смоленск, Нижний
Новгород не поддержали Дмитрия. Не дал своих воинов и соперник московского
князя — князь Тверской.
Князь Дмитрий незадолго до битвы провёл военную реформу,
укрепив ядро русского войска за счёт княжеских конниц.
Реформа дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам,
составившим «тяжёлую пехоту». Пешие ратники, по распоряжению князя, были вооружены
копьями с наконечниками треугольной формы и метальными копьями с кинжаловидными
наконечниками. Против пеших ордынцев русские воины имели сабли, а для дальнего
боя луки; головы их защищали шлемы с металлическими наушиями
и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями),
грудь прикрывалась чешуйчатой, пластинчатой или наборной бронёй,
комбинированной с кольчугой.
Старые миндалевидные щиты были заменены круглыми,
треугольными, прямоугольными и сердцевидными.
План похода князя Дмитрия состоял в том, чтобы не дать хану
Мамаю соединиться с союзниками, вынудить его переправиться через Оку или
сделать это самим, неожиданно выйдя навстречу противнику. Благословение на
исполнение замысла Дмитрий получил у Преподобного Сергия Радонежского, который,
наставив его: «Мужайся и крепись и призывай Бога на помощь», — не только
предрёк князю победу, но и духовно укрепил войско, послав на брань двух иноков
своей обители — Пересвета и Ослябю.
Из Коломны, где собралась многотысячная княжеская рать,
Дмитрий в конце августа дал приказ двигаться на юг. Стремительный марш русских
войск (около 200 км
за 11 дней) не позволил силам противника соединиться. Ночью перейдя реку Дон с
левого на правый берег по наплывным мостам из брёвен, русские вышли к Куликову
полю, которое лежало между реками Непрядвой и Доном
(ныне Куркинский район Тульской области. Впервые
упоминается в «Задонщине»). Место битвы было выбрано
неслучайно. Вся география восьмикилометрового Куликова поля благоволила
русскому войску, с севера его ограничивала река Дон; с запада и северо-запада —
Непрядва; с востока и северо-востока — реки Рыхотка, Смолка и Нижний Дубяк.
Ввиду этого войско Мамая могло подойти к полю только с юга, со стороны
возвышенности, называемой Красным холмом. Тыл русских был прикрыт рекой — таким
тактическим манёвром князь Дмитрий, понимавший важность сражения, отрезал себе
пути возможного отступления, но одновременно прикрыл с флангов своё войско
реками и глубокими оврагами, затруднив осуществление обходных манёвров конницы
ордынцев. Диктуя Мамаю свои условия боя, князь расположил русские войска
эшелонировано: впереди стоял Передовой полк (под командованием князей всеволжских Дмитрия и Владимира), за ним — Большой из пеших
ратей (Тимофея Вельяминова), правый и левый фланги прикрывали конные полки
«правой руки» коломенского тысяцкого Микулы
Вельяминова и «левой руки» литовского князя Андрея Ольгердовича.
За этим основным войском встал резерв — лёгкая конница брата князя Андрея,
Дмитрия Ольгердовича. Она должна была встретить
ордынцев стрелами. В лесной дубраве князь Дмитрий расположил резервный Засадный
полк под командованием серпуховского князя Владимира Андреевича, после битвы
получившего прозвище Храброго, а также опытного воеводы боярина Дмитрия
Михайловича Боброка-Волынского.
Московский князь старался вынудить ордынцев, в первой линии
которых всегда стояла конница, а во второй — пехота, к фронтальной атаке.
Битва началась утром поединком богатырей. С русской стороны
вышел инок, благословлённый Преподобным Сергием Радонежским, Александр Пересвет. От татарского войска — Темир-мурза (Челубей). Поединок был недолгим: воины одновременно на
скаку вонзили друг в друга копья, и едва Челубей
выпал из седла, ордынская конница двинулась в бой и смяла Передовой русский
полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие
русского резерва. Мамай перенёс главный удар на левый фланг и начал там теснить
русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского
князя Владимира Андреевича: он ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил
исход битвы. Мамаева рать была разгромлена за четыре часа (сражение
продолжалось с 11 до 2 часов дня). Русские воины преследовали остатки войска до
реки Красивая Меча (50 км
выше Куликова поля); там же была захвачена ставка ордынцев. Мамай успел бежать,
а его литовский союзник князь Ягайло, узнав о поражении, спешно повернул войска
обратно. Когда Мамай вернулся в Кафу, то был удавлен — по одной версии, своими
генуэзскими кредиторами, по другой — посланцами соперника, хана Тохтамыша.
Древний бытописатель горестно заметил, что это была «брань
крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых
множество безчисленно от обоих сил... И не можаху кони ступати по мертвым.
Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху,
от великия тесноты задыхахуся,
яко немощно бе вместитися
на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшихся».
Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Восемь дней «стояли на
костях», восемь дней хоронили героев, за веру и Отечество живот свой
положивших. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина. Князь Дмитрий Иванович,
участвовавший в битве в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но
выжил и получил в дальнейшем прозвище Донского. Из дубов Зелёной дубравы, в
которой стоял в засаде полк князя Владимира Андреевича, срубили церковку
Рождества Богородицы, поставив её над братской могилой у реки Непрядвы. А 40 ближайших бояр князя Дмитрия Донского вместе
с иноками Пересветом и Ослябей
похоронили в Старом Симоновой монастыре, промыслительно
построенным племянником Сергия Радонежского Феодором, по указанию Преподобного
в 1370 году близ реки Москвы. Позже в Москве в память сражения были возведены
церковь всех Святых на Кулишках, а также Богородице-Рождественский монастырь, давший приют вдовам и
сиротам ратников, погибших в Куликовской битве. На Красном холме Куликова поля
в 1848 году был сооружён памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой
Ордой — 28-метровая чугунная колонна (архитектор А.П.Брюллов).
В 1913—1918 годах на Куликовом поле был выстроен храм во
имя Прп. Сергия Радонежского.
Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила
ордынцам дани. Куликовская битва вселила в народ веру в возможность победы над
ордынцами, столетиями угнетавшими русскую землю, укрепила роль Москвы как
центра объединения русских земель в единое государство. Благодаря Куликовской
битве наш народ, отстояв себя как народ православный, стал «удерживающим», —
самим фактом существования православного христианского государства продлевающим
земную историю человечества, отодвигающим конец мiровой
истории.
Святый княже Димитрие,
со воины, за веру и Отечество живот свой на поле Куликовом положившими, моли
Бога о нас грешных!
Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ
Подвиг Пересвета и Осляби
Воинами христолюбивыми, святыми поборниками земли Русской и
«прехвальными страдальцами послушания» именует
Русская Православная Церковь преподобных иноков Александра (Пересвета)
и Андрея (Ослябю).
20 сентября - память прпп. иноков
Александра Пересвета и Андрея Осляби
Александр Пересвет совершил свой
подвиг иноческого послушания в самом начале Куликовской битвы (1380) в поединке
с татарским богатырём Челубеем; Андрей Ослябя — в ходе всего сражения, в первых воинских рядах,
поддерживая физически и духовно бившихся с ним бок о бок «пехотных людей».
Как пришло решение к профессиональным военным — люботскому боярину (из г. Любутска
на Оке) Андрею (Ослябе) и брянскому боярину
Александру (Пересвету) принять монашеский сан,
неизвестно. Существует предание, согласно которому Пересвет
принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, который был выстроен на
реке Устье, среди величавой красоты сосновых боров, по благословению Преподобного
Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно преданию и историческим источникам,
когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 году приехал за благословением на
битву к Преподобному Сергию, оба бывших воина были уже послушниками Троице-Сергиевого монастыря.
18 августа 1380 года святой благоверный князь московский
Дмитрий приехал просить у Преподобного Сергия Радонежского благословение на
битву, и тот дал ему в подкрепление двух своих иноков. Призвание Осляби и Пересвета в ряды войск
имело не столько военное, сколько духовное значение. Самих иноков Преподобный
Сергий вооружил «нетленным Крестом Христовым, нашитым на схимах». Передав
воинов-схимников в распоряжение князя, Преподобный Сергий сказал им: «Братья
мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову
и за всё православное христианство».
В день праздника Рождества Богородицы принял Александр Пересвет вызов сильнейшего воина из войска Мамая и вступил
с ним в единоборство.
В Никоновской летописи дано
описание этого поединка: выехал печенег из полку татарского, потрясал оружием
пред русскими рядами, и «был он страшен зело, и никтоже
смеяше противу его изыти». В «Сказании о Мамаевом побоище» Челубей
уподоблен древнему Голиафу: «пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его», Пересвет также представлен воином-богатырём. Соперники были
на конях. Пересвет возложил на себя святую схиму — матерчатый
шлем ангельского образа с нашитым на нём крестом. Соперники, по словам «Сказания»,
«ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба
с коней на землю и скончались». «Ничейный» исход поединка явил духовную силу
благословения Преподобного Сергия и воодушевил русские войска. Известно, что
павших в Куликовской битве хоронили в течение восьми дней на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества
Богородицы в Симоновом монастыре.
Андрей (Ослябя) героически
сражался в воинских рядах на Куликовом поле, был ранен, но выжил. Древнейшие
рассказы о битве: «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце, Симеоновской летописи), летописная «Повесть о Куликовской
битве» (в Новгородской и Софийской летописях) — сообщают о гибели на Куликовом
поле только Александра (Пересвета). В летописных
списках убитых на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя
одного Александра, что косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей после
Куликовской битвы служил у московских митрополитов. Так, некоторые источники позволяют
предположить, что в 1398 году Ослябя ездил в
Константинополь в составе посольства московского Великого князя Василия для
оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок. В
документах, относящихся к 1390—1393 годам, также встречаются упоминания
«чернеца Андрея Осляби» в числе бояр Митрополита всея
Руси Киприана.
Закончивший свой жизненный путь Андрей Ослябя
был похоронен рядом с Александром Пересветом в храме
Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.
Над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в
«палатке каменной под колокольней». В 1509 году на месте деревянного храма
строится каменный. В ХУШ-ХIХ веках к четверику храма пристраивается трапезная
часть, и место погребения героев Куликовской битвы Пересвета
и Осляби оказывается в самом храме. При перестройках
храма их могилы оставались в сохранности в течение многих веков. Место
погребения героев Куликовской битвы всегда особенно почиталось народом России и
особенно её правителями. Существуют свидетельства посещения могил Пересвета и Осляби Великим князем
Иоанном III, Царями Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем.
В 1928 году храм Рождества Богородицы в Симоновом
монастыре был закрыт. Могилы святых иноков — героев Куликовской битвы —
оказались на территории созданного здесь завода «Динамо», надгробия
использовались как платформа для электромотора. Хотя имена монахов-воинов
упоминались в советских учебниках по отечественной истории. Наконец в 1980
году, в связи с 600-летием Куликовской битвы, могилы Пересвета
и Осляби были отнесены к историческим памятникам,
охраняемым государством. В 1988 храм Рождества Богородицы был отделён от завода
и в 1989-м открыт для посещения, надгробия восстановлены.
Сохранился посох из яблоневого дерева, по преданию,
принадлежавший Александру (Пересвету). В течение
последних веков он находился в алтаре соборной церкви Димитриевского
монастыря (близ г.Скопина Рязанской обл., в 45 верстах от Куликова поля).
Согласно монастырскому преданию, Пересвет по дороге
на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего монастыря в
честь небесного покровителя князя Дмитрия Донского — преподобного Димитрия Солунского. Облачившись
в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.
В XVII веке имена Александра и Андрея, преподобному-чеников
Московских, были внесены в святцы, в конце XVII века включены в «Описание о
российских святых»; в 1896 году их имена поместили в «Троицком патерике» (в
числе «учеников и сподвижников Прп. Сергия, в
месяцесловах не означенных»), а в 1981-м они записаны в Соборе Радонежских святых.
Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии Прп.
Сергия (XVI в.), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.), на житийной
иконе Прп. Сергия 1680 года.
Богата Русь и обильна великим сонмом людей, поработавших Христу
на ниве богоугодной жизни. Здесь и святители, и князи благоверные, и праведные мiряне, воздержники и мученики безстрашные, и даже монахи-воины: всякому желающему
снискать Царство Небесное даёт Господь послужить. Имена Пересвета
и Осляби светятся здесь, на скрижалях родной истории,
напоминая изверившимся современникам и будущим поколениям россиян, что военная
слава Руси вырастала из её духовной мощи.
На поле Куликовом агарян победисте
и венцами славы увенчастеся, преподобномученицы
Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати!
Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА
Русский дом, №9 сентябрь 2010