Реклама:
Номер 259-260
подписан в печать 15.10.2010
Прощание с Петропавловском (часть 1)

Журнал «Золотой Лев» № 259-260- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Шустов

 

Казахско-ономастический шовинизм[1]

В скором будущем Петропавловск может быть переименован в Кызылжар

 

На днях группа депутатов нижней палаты казахского парламента[2] – Мажилиса направила запрос на имя премьер-министра Карима Масимова с просьбой рассмотреть вопрос о переименовании города Петропавловска в Кызылжар. Для Казахстана[3], успевшего, как и другие регионы Средней Азии[4], переименовать тысячи географических объектов, включая города и области, в этом нет ничего необычного. Хотя возможные последствия такого шага, и, в частности, усиление миграционного оттока (коренного) русского населения, отчетливо осознаются правящей элитой[5].

В качестве обоснования необходимости переименования Петропавловска подписавшиеся под письмом депутаты приводят как исторические, так и юридические аргументы. По словам выступившего на пленарном заседании Мажилиса депутата Жарасбая Сулейменова:

 

«Если начать с истоков, то есть стихи, посвященные городу Кызылжару еще в XVIII веке, в это же время Аблайхан в своем письме на имя командира военного укрепления просит открыть здесь торговую ярмарку, которая впоследствии в народе называлась ярмаркой Кызылжар».

 

К тому же Казахстан является светским государством, а название большого региона по имени двух святых, по его словам, «наверное, имеет какое-то несоответствие с этим статусом». Резюмируя выступление, он заключил, что «мы должны восстанавливать исторические названия на нашей земле».

Предложение о переименовании города с традиционно русским названием, основанного русскими же почти триста лет тому назад, вызвало бурю негативных эмоций не только среди славянского населения Казахстана, но и определенной части самих казахов. По словам корреспондентов казахской газеты «Экспресс-К» Павла Воронина и Елены Чернышовой:

 

«Каждый, кто мало-мальски знаком с историей, знает, что свое начало Петропавловск берет от крепости святого Петра, заложенной на пустынном берегу Ишима в 1752 году… и никакого иного названия у него с момента закладки первого камня и по сию пору не было».

 

Комментируя религиозно-мировоззренческие аспекты названия Петропавловск, издание приводит мнение настоятеля Петропавловского собора города протоиерея Сергия, по словам которого

 

«Петр и Павел – это первоверховные апостолы, вселенские учителя, призывавшие к правде, благочестию, вере, любви, терпению и кротости… Православные верующие… теперь в недоумении: чем же депутатам, требующим убрать с карты Казахстана название «Петропавловск», не угодили эти святые?».

 

Негативное отношение к идее переименования высказал сенатор от Северо-Казахстанской области, центром которой и является Петропавловск, Тасбай Симамбаев. Главным отрицательным моментом он считает увеличение эмиграции русских. Между тем, Петропавловск, по его словам, «это в первую очередь оборонный комплекс, если мы сейчас потеряем такие кадры, то это будет большим уроном для Казахстана». К тому же историческое обоснование необходимости переименования города он считает не вполне корректным, поскольку ярмарка под названием Кызылжар была не в самом Петропавловске, а неподалеку от него. Более того, Аблайхан, по словам сенатора, «всегда был сторонником союза с Россией, в момент джунгарского нашествия, когда реально угрожало порабощение и уничтожение нашей нации, Россия своей военной мощью спасла нас от этого».

 

Южная Сибирь, Степной край и Туркестан в начале XX века

 

Однако опыт показывает, что рано или поздно переименование все равно происходит. С течением времени власти уступают давлению национал-патриотов[6], требующих окончательно разобраться с «колониальным наследием», доставшимся республике от Российской империи и СССР. Вопрос переименований находился в поле зрения руководства Казахстана с первых лет независимости. В декабре 1993 г. Верховным Советом был принят закон «Об административно-территориальном делении Республики Казахстан», предусматривавший для упорядочения переименований создание при правительстве специальной Ономастической комиссии. Право изменения названий областей, районов и городов в соответствии с законом принадлежало президенту, который должен был принимать эти решения на основе заключений Ономастической комиссии и мнения жителей тех или иных территорий.

Но мнение славянской части населения при выборе нового названия, как правило, не учитывалось.

Казахстан охватила настоящая волна переименований. К середине первого десятилетия 2000-х гг. были переименованы три области, 12 городов, 53 района областей, 7 районов города, 43 железнодорожных станций и разъездов, а также 957 малых населенных пунктов. Названия некоторых городов менялись по нескольку раз. Так, областной центр Целиноград, называвшийся до революции Акмолинск, вначале получил несколько модернизированное название Акмола, что в переводе с казахского означало «Белая могила», а после переноса сюда в декабре 1997 г. столицы был переименован в Астану («Столица»). В северных и восточных регионах края, где большая часть названий населенных пунктов, районов и областей традиционно была славянской, проблема переименований приобрела особую остроту. По данным начальника отдела ономастики и терминологии комитета по языкам Министерства информации, культуры и спорта Ерлана Кузекбая к 2005 г. переименование географических объектов было завершено на 55-60%, причем основные недоработки касались северных и северо-восточных областей, где план по переименованиям был выполнен всего лишь на 30%

Помимо областей, городов и поселков переименовывались улицы, организации и учреждения. По данным того же Кузекбая, в период независимости переименовано порядка 890 учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и физико-географических объектов. В мае 2000 г. один из руководителей Ономастической комиссии Чимкентской области К. Дусеймби на брифинге заявил, что переименовал за свою жизнь 200 улиц, но еще осталось 800 улиц на русском языке. В Алма-Ате, также, как и Петропавловск, основанной русскими и носившей до революции 1917 г. название Верный, более 80% наименований улиц и городских объектов были русскими. Но уже к 2008 г. картина изменилась на прямо противоположную – 80% всех наименований стали казахскими. Результатом стало то, что в новых названиях плохо ориентировались сами жители столицы, предпочитавшие называть улицы по-старому.

В Астане очередное решение о переименовании привело к тому, что свои названия в 2008 г. изменили сразу 155 улиц, еще 141 «безымянной» улице присвоили имена. В результате с карты столицы, по словам обозревателя казахской газеты «Око» Сергея Бойко, исчезли деятели советской эпохи, космонавты, ученые, писатели с мировыми именами, зато появилась улица имени бывшего короля Саудовской Аравии Фахд бен Абдул Азиза. В городе исчезли улицы В. Терешковой, Ю. Гагарина, А. Можайского и Л. Гумилева. Улицу Л. Шевцовой переименовали в Акжелкен, Степную - в Акселеу, Н. Пирогова - в Аксенгир, И. Мичурина - в Буланты, А. Попова - в Кусжолы, А. Островского - в Медео. При этом в городе остались улицы Мостопоезд-463, Балочная, Парижской коммуны, Первомайская, Пионерская, С. Кирова и многие другие.

Последнее переименование крупного города в Казахстане состоялось в 2007 г.

16 июня на совещании в Семипалатинске президент Н. Назарбаев неожиданно предложил переименовать город в Семей, мотивируя этот шаг негативными ассоциациями с действовавшим здесь в 1949-1989 гг. Семипалатинским ядерным полигоном, которые отпугивают иностранных инвесторов и потенциальных туристов.

По его словам, новое название также должно способствовать повышению роли казахского языка и государственности. Предложение было благожелательно воспринято комиссией по ономастике, а также большинством населения города, среди жителей которого доля казахов за годы независимости увеличилась до 60%. 19 июня городской совет единогласно проголосовал за переименование, а уже 21 июня 2007 г. вышел указ президента, в соответствии с которым Семипалатинск получил название Семей.

Однако останавливаться на достигнутом казахская интеллигенция, постоянно заявляющая о необходимости новых переименований, не намерена. По словам депутата парламента, председателя партии национального объединения «Казак елi» Е. Абылкасымова современной молодежи «не нужно постоянное напоминание о страданиях казахского народа в прошлом, о том, что мы чуть ли не три века находились под пятой другого, более могущественного народа». Поэтому надо переименовать «доставшиеся в наследство от прошлого» города Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Кызылорду, а также такие «ничего не значащие названия, как Новорыбинка, Елизаветинка, Сосновка, Петерфельд и др.». Мораторий на переименования, объявленный постановлением правительства с 1 июля 2008 года по 1 апреля 2009 года в связи с предстоящей переписью населения, являлся временной мерой.

Первыми в этой неофициальной очереди на переименование стоят Павлодар и Петропавловск. Обосновывая необходимость их переименования, летом 2008 г. казахская газета «Жас Казак» в статье «Кому они дороги – Павловы «дары»?», ссылалась на высказывание президента Н. Назарбаева, заявившего 10 лет назад на встрече с представителями казахской интеллигенции, что

 

«вопросы ономастики будут всегда находиться в центре внимания руководства страны. И здесь нечего робко оглядываться по сторонам. Названия, доставшиеся нам в наследство от колониальных времен, затрагивающие напрямую честь и достоинство нашего народа, несоответствующие давним историческим наименованиям местности, звучащие режущим ухо диссонансом, – необходимо менять».

 

В сентябре 2009 г. председатель Комитета по языкам Министерства культуры и информации Ербол Шаймердено подтвердил, что «в научных кругах обсуждается вопрос о переименовании Павлодара и Петропавловска». Причем «если о Петропавловске специалисты в один голос называют один вариант - Кызылжар, так назывался город в 20-е годы прошлого века, то по Павлодару - единого мнения нет».

Вопрос о том, что Петропавловск после революции уже был переименован в Кызылжар, действительно активно раскручивается казахскоязычной прессой. Так, газета «Егемен Қазақстан» в номере от 10 апреля этого года писала:

 

«Документальные источники, приводимые нашими историками и литераторами, наглядно свидетельствуют, что в 1925 году Петропавловск был официально переименован в Кызылжар. С той поры во всех официальных документах было приостановлено написание «Петропавловск», и вместо него стали произносить – «Кызылжар».

 

В качестве доказательства приводится цитата из «Правды» о том, что

 

«18 июля 1925 года Акмолинским губернским исполнительным комитетом принято решение о переименовании Петропавловска в Кызылжар, утвержденное 19 сентября Центральным исполнительным комитетом Казахской Республики».

 

Однако решение о переименовании Петропавловска в Кызылжар не было утверждено центральным руководством СССР, и кроме отдельных историков никто о нем не знает. Тем не менее, этот факт активно используется сегодня казахскими национал-патриотами как повод для восстановления «исторической справедливости».

Шовинистические тенденции, усиливающиеся в последнее время в Казахстане, говорят о том, что с течением времени политика переименований будет продолжена, а русские названия могут полностью исчезнуть с карты республики. То, что этот вызовет увеличение миграционного оттока русских, сегодня отчетливо осознается казахстанской элитой. С недавних пор в поддержку эмиграции стало выступать даже славянское движение «Лад», долгое время стремившееся удержать русских в Казахстане. А значит, решение о переименовании будет осознанным политическим выбором, социальные, экономические и культурные последствия которого для Казахстана очевидны уже сегодня.

Наиболее бурную реакцию идея переименования, как и следовало ожидать, вызвала в самом Петропавловске. В городе возникло протестное движение, ставящее своей целью отстоять его историческое название. В знак протеста противников переименования призывают повязать желтые ленточки на свои сумки, одежду, балконы и автомобили. Судя по отзывам на Интернет-форумах, перспектива консолидации общественного недовольства в рамках организованного движения, способного приобрести антиправительственную направленность, вызвала довольно нервную реакцию властей. По словам участников форумов, «КНБ (Комитет национальной безопасности), милиция подняты в ружьё - ленты срывают». У студентов, носящих желтые ленты, отбираются студенческие билеты, с прохожих ленты срывает милиция, машины с лентами останавливают и штрафуют. Сотрудникам органов власти, поставившим свою подпись под обращением к президенту с протестом против переименования, грозят увольнением. В качестве противовеса протестному движению в государственных учреждениях раздают красные ленты и заставляют их надевать в поддержку переименования.

Одним из способов выражения общественного мнения по поводу переименования города стала организация Интернет-опросов. За последние дни таких площадок для народного волеизъявления появилось несколько, причем все они показывают разные результаты.

На сайте «Петропавловск.kz» посетителям предлагается два варианта ответа: «Я против переименования» и «Я за переименование». По данным на 12.00 5 октября из 2681 проголосовавших 52% высказались против и 48% - за переименование. На сайте Общественного дискуссионного клуба «Петропавловск» (www.odk.kz.), созданного по инициативе Общественного совета Северо-Казахстанской области, вопрос о переименовании поставлен в другом ключе: «Заявление депутата Сулейменова (выступившего с инициативой переименования) это: провокация, нацеленная на раскол общества, или патриотический поступок?». 93,1% проголосовавших выбрали первый вариант ответа и лишь 7% - второй. Однако для того, чтобы проголосовать на этом сайте, необходимо пройти процедуру регистрации, а сделал это пока всего 31 посетитель.

Рассматривая данные Интернет-опросов, необходимо учитывать, что они имеют свою специфику, и довольно сильную. Результаты голосования на сайте отражают мнение не всего населения города, а только тех, кто захотел проголосовать и нашел для этого время. Как известно, Интернетом больше пользуется молодежь, и чем люди старше, тем они дальше от всемирной сети. Поэтому люди среднего и старшего возраста, которые составляют большую часть населения Петропавловска, в голосовании, скорее всего, участвовали слабо. Зато активная молодежь проголосовала в числе первых. Между тем, особенности этнодемографической структуры казахского общества таковы, что процент молодежи среди казахов больше, чем среди русских. Связано это с тем, что уровень рождаемости среди казахов несколько выше, чем у русского. При этом славянское население региона нередко отправляет своих детей получать образование в РФ, где они и остаются работать. На преобладании средних и старших возрастных групп среди русских сказывается и активная эмиграция наиболее молодой и работоспособной их части на протяжении предыдущих лет. К тому же в Интернет-опросах могут участвовать в них могут не только жители Петропавловска, а все, имеющие доступ к сети. То есть, проголосовать за переименование вполне могла шовинистически настроенная часть казахов, проживающих на территории других областей.

Особо стоит остановиться на этническом составе населения Северо-Казахстанской области, который нередко является главным аргументом «за» или «против» переименования Петропавловска. В течение большей части последнего столетия абсолютное большинство ее жителей составляли славяне. По данным официальной казахстанской статистики в 1989 г. на долю русских[7] приходилось 51,5%, а казахов – всего 22,6% населения региона. К 1999 г. этническая ситуация изменилась мало – казахи составляли 29,6%, а русские – 49,8% жителей области. Если прибавить к ним украинцев и белорусов, то восточнославянское население региона составляло абсолютное большинство. Данные переписи 2009 г. по регионам казахским агентством по статистике до сих пор в Интернете не опубликованы. Однако, учитывая, что темпы эмиграции русского населения из Казахстана на протяжении первого десятилетия 2000-х гг. по сравнению с 1990-ми резко сократились, а уровень рождаемости заметно повысился, можно заключить, что этнический состав населения Северо-Казахстанской области вряд ли кардинально отличается от ситуации десятилетней давности. К тому же среди казахов значительно выше процент сельского населения, а среди русских – горожан, которые и составляют большинство населения Петропавловска.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о том, какую часть населения Петропавловска составляют православные и вообще христиане, поскольку вопрос о религиозном смысле названия города не раз всплывал в ходе дискуссий. Конфессиональный подтекст спорам вокруг переименования Петропавловска придал его инициатор, депутат нижней палаты казахстанского парламента Жарасбай Сулейменов, подчеркнувший в ходе своего выступления, что Казахстан является светским государством, а название большого региона по имени двух святых «наверное, имеет какое-то несоответствие» с этим статусом». Число христиан среди жителей Петропавловска неизвестно, однако их количество можно оценить, учитывая общую конфессиональную ситуацию в стране. По данным опроса газеты «Казахстанская правда» и института сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ-Казахстан», проведенного в 2002 г., количество православных в Казахстане примерно равно числу приверженцев ислама. К православным отнесли себя 35,4% опрошенных, мусульманам - 33,4%, католикам – 2,4%, а около 20% свою религиозную принадлежность определить затруднились. Данные опроса говорят о том, что христиане на тот момент составляли большинство населения Казахстана. Что касается Петропавловска, где преобладает русское население, можно смело утверждать, что в настоящее время православные составляют абсолютное большинство его жителей.

Примечательно, что против переименования Петропавловска выступил имам петропавловской мечети Дин-Мухаммад Рафаиль Рязапов, предки которого поселились здесь еще в XVIII веке.

Критику с его стороны вызвал тезис о том, что название города, данное в честь христианских святых, не соответствует статусу Казахстана как светского государства и может вызывать какое-то неприязнь у мусульман.

 

«Такие высказывания могут звучать только по причине невежества, — заявил он в интервью казахстанской газете «Экспресс-К», — Ислам — религия мира и любви, воспитывает в людях уважение друг к другу, призывает к миру и согласию». Более того, у мусульман и христиан, по его мнению, гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Между ними установились добрые и уважительные отношения. А переименование Петропавловска будет шагом, который «больно ранит североказахстанцев, исповедующих христианство, тем более что процент такого населения в области и городе велик».

 

К тому же утверждение о наличии исторических оснований для того, чтобы сменить Петропавловск на Кызылжар, совершенно не соответствует действительности.

Против переименования выступили даже местные власти, обычно склонные поддерживать все «инициативы сверху».

По данным уже упоминавшегося Интернет-ресурса «Петропавловск.kz», депутаты городского маслихата (совета) незамедлительно провели закрытое заседание и единогласно решили не переименовывать Петропавловск.

По словам депутата городского маслихата, члена городской ономастической комиссии Жангельды Тажина в соответствии с законом вопрос переименования рассматривается с учетом мнения жителей региона. Между тем, городским маслихатом эта проблема не рассматривалась. «Следовательно, не было исследовано общественное мнение и данный вопрос нигде не обсуждался, заявил Ж. Тажин, - Начинание Жарасбая Сулейменова, скорее всего, его личная позиция». О том, что переименования города не будет, двумя неделями ранее заявлял и аким (глава) города Серик Билялов. «Заявляю официально: переименования не будет, - подчеркнул он, - Такой вопрос не стоит на повестке дня».

В спорах вокруг переименования Петропавловска ключевую роль играют исторические аргументы. Точка зрения славян основана на том, что почти все города Казахстана были основаны и построены русскими, и потому носят русские же названия. В Северном и Северо-Восточном Казахстане, где сегодня проживает большинство славянского населения республики, городов до прихода русских вообще не существовало. Все они, включая такие областные центры современного Казахстана, как Гурьев (ныне Атырау), Уральск, Петропавловск, Павлодар, Акмолинск (ныне Астана), Семипалатинск (ныне Семей) и Усть-Каменогорск, были основаны в качестве приграничных крепостей, защищавших южные рубежи России от набегов кочевников. До революции 1917 г. это была территория Уральского, Оренбургского и Сибирского казачьих войск.

Именно под стенами русских крепостей и благодаря военной защите Российской Империи казахи смогли уцелеть как народ во время джунгарского нашествия XVIII века.

Своей огромной территорией Казахстан обязан большевикам, так как эти земли были отданы казахам в ходе «национально-государственного размежевания» 1920-х – 1930-х гг. При этом вплоть до 1936 г. Казахстан имел статус автономной республики в составе РСФСР.

Казахи же указывают на негативные моменты пребывания в составе Российской империи и СССР, такие как изъятие лучших земель, отданных в период колонизации славянским переселенцам, огромные демографические потери во время голода начала 1930-х гг., достигавшие половины численности этноса, повсеместная русификация образования, средств массовой информации и культурной жизни, загрязнение окружающей среды в результате работы Семипалатинского ядерного полигона и т.п. Отказ от русских названий они рассматривают как форму борьбы с «российским колониальным наследием», которая позволит Казахстану стать подлинно независимым. Причем мнение русского население в вопросах переименования, на их взгляд, учитывать вовсе не обязательно, так как в настоящее время оно проживает на «казахской земле». Судя по некоторым отзывам участников Интернет-дискуссий, широко распространенный тезис о толерантности казахов и их лояльности к русским также оказался преувеличенным, так как шовинистические настроения среди них в настоящее время заметно усилились.

Впрочем, то, что дальнейшее переименование городов усилит эмиграцию славянского населения, которого лишают исторической памяти, а на смену ему придут китайцы, осознается частью казахской аудитории достаточно ясно.

На форумах они указывают казахам, что политикой переименований они, по сути, рубят сук, на котором сидят. Но какая из этих точек зрения возобладает – пока неясно. До сих пор подобные аргументы большого отклика у казахских властей не находили.

 

Столетие, 27.09.2010, 6.10.2010



[1] Заглавие изменено. Приводится с изменениями. (Здесь и далее сноски ред. ЗЛ).

[2] Автор называет парламент «казахстанским».

[3] Казахстан – искусственное название, придуманное антирусским коммуно-большевистским режимом для территории Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской, Уральской и ряда смежных областей Государства Российского в целях осуществления дискриминационной политики в отношении русских.

[4] Автор употребляет термин «Центральная Азия».

[5] Элитой приказывает себя называть правящая бюрократия.

[6] Национал-патриотами автор именует казахских этно-шовинистов.

[7] Русскими во время коммуно-большевистского правления были приказано считать только великорусов.