Реклама:
Туры в Осетию
Номер 261-262
подписан в печать 01.11.2010
Польская экспансия в Белоруссии

Журнал «Золотой Лев» № 261-262 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Геращенко

(Белоруссия)

 

Польско-католическая экспансия в Белоруссии[1]

 

Началом активной польской экспансии на земли Белой Руси является 1385 год (на Украине эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси), когда Великий Князь Литвы и Руси Ягайло, князья Скиргайло, Корибут, Лугвен и Витовт с многочисленной свитой согласно Кревской унии дали обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». На этот шаг власти Великого княжества вынуждено было пойти после многолетней гражданской войны между Ягайлой и отцом Витовта Кейстутом, убитым сторонниками Ягайлы в Креве. В 1386 году Ягайло заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайлой обязательствам он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской этнорелигиозной экспансии.

Вся последующая политика поляков на востоке сводилась к религиозному прозелитизму и колонизации западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому образцу.

В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. Для того чтобы способствовать этому процессу, Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями дворянство, принявшее католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена. Часть православной западнорусской знати также приняла католицизм, прельстившись привилегиями. В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещёной по католическому обряду Литве, но и в западнорусских землях. Были со стороны Ягайлы попытки привлекать к католичеству православных и насилием. Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.

Всё это вызывало значительное недовольство русских феодалов. Они начали всё решительнее выступать против объединения княжества и польской короны. Их поддержали и часть литовской знати, недовольная усилением польского влияния в Литве. Борьбу против Ягайло возглавил сын Кейстута Витовт и православный князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Ягайло, будучи польским королём, вынужден был уступить – два трона было не удержать, и Витовт стал великим князем литовским, русским и жемойтским. Польша и Великое княжество Литовское объявлялись союзными государствами, но всё же с первенствующей ролью польского короля. Полякам было запрещено приобретать земли и селиться в Великом княжестве Литовском.

 

XV век

 

Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Великого княжества. Этому содействовали и военные успехи – в состав княжества в результате успешных войн вошла Южная Подолия, появился выход к Чёрному морю. В 1410 году Польша и Великое княжество при поддержке русских полков нанесли решающее поражение Тевтонскому ордену, после которого он уже не восстановил былого могущество. Теперь уния была уже не так и нужна.

В это время ни Польская корона, ни княжество не были абсолютными монархиями. Многие вопросы решались на радах и сеймах – коллективных собраниях наиболее значимых представителей знати. В Великом княжестве католическая знать опасалась потерять те привилегии, которые она приобрела в результате унии. Она добивалась не столько независимости от Польши, как этого хотел Витовт, сколько уравнивания прав с польской шляхтой. На этом противоречии и сыграли Ягайло и польская шляхта.

В 1413 году в Городле (замке на Западном Буге) произошёл съезд феодалов Польши и княжества. Княжество было представлено католиками. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое братство. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества и занимать ведущие государственные посты. После смерти Витовта и Ягайлы новых короля и великого князя польско-литовские феодалы должны были избрать совместно. Витовту был обещан королевский титул, а княжество должно было стать полноправным королевством, как и Польша. Православные феодалы княжества остались ни с чем. С Городельского сейма в Княжестве постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. До 1413 года устройство княжества было похоже на русское: под великим князем правили удельные, вокруг них группировалась дружина, города имели вечевое устройство, крестьянство свободно передвигалось. С введением польских порядков, с 1413 года, в Княжестве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество и польские нравы; города получают "Магдебургское право польских городов". В Княжестве являются сеймы и сеймики (местные сеймы), как были они в Польше, появляются и пожизненные должности по польскому образцу.

Это ещё больше усугубило противоречия между двумя составляющими Великого княжества  – нового литовского католичества и русского православия. В 1430 году новым великим князем был избран Свидригайло. Последний, несмотря на то что придерживался католичества, был противником унии с Польшей и поддержал требования исповедующей православие знати уравнять их в правах с католиками. Стремясь привлечь православных на свою сторону, Свидригайло начинает привлекать их к управлению государством, раздавать земли и замки. Недовольная литовская католическая знать при поддержке поляков провозглашает великим князем брата Витовта Сигизмунда. Свидригайло отправляется в один из оплотов православия – Полоцк. В 1432 году начинается гражданская война. Православные составляли в Княжестве численное большинство и поначалу казалось, что именно они и одержат победу. Однако Ягайло и поддерживаемый ими Сигизмунд хорошо понимали, что православные поддерживают Свидригайло из-за того, что не имеют равных прав с католиками. Поэтому в 1432 и 1434 годах Ягайло и Сигизмунд издали новые привилегии, практически уравнивающие православную и католическую знать. Русские стали покидать лагерь Свидригайло, и последний в 1436 году был окончательно разгромлен. Поляки вынуждены были временно уступить, чтобы не потерять западнорусские земли.

В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей - восточной и западной. Польское правительство, само мечтавшее о такой унии, вздумало поддерживать ее в Польше, и в результате явилась грамота преемника Ягайлы Владислава III. Предоставляемые русской Церкви права, в случае принятия ею унии, должны были служить внешним побуждением к переходу православного духовенства в унию. Но русские не приняли Флорентийской унии. Эта грамота не имела никакого практического значения, но она интересна в том отношении, что знакомит нас с фактическим положением православной Церкви в Польше: в ней прямо говорится, что «церковь восточная» и ее духовенство, из-за разности в вере и несогласия с католической, «первей... утисненье поносили» и иногда до такой степени, что у них даже отбирались разными лицами «села и державы» (имения).

В 1440 году преемник Ягайлы Владислав III стал ещё и королём Венгрии, что привело к войне с турками. Потребовалось серьёзная мобилизация всех военных сил короны и княжества, в том числе и поддержка православных. Брат Владислава III, погибшего в 1444 году под Варною в битве с турками, Казимир Ягеллон только спустя почти три года согласился принять предложенную ему польскими панами (еще в 1445 году) польскую корону и таким образом, снова соединил в своем лице Польшу и Княжество. В 1447 году при Казимире православные феодалы добились окончательного юридического уравнивания своих прав с католиками, хотя на практике неявная дискриминация православных всё равно продолжалась.

Польско-княжеские противоречия обострились после смерти Казимира. Знать Княжества в 1492 году самостоятельно, без учёта мнения поляков, избрала себе нового великого князя – королевича Александра. Поляки в то же время вынуждены были избрать своим королём третьего сына покойного короля Яна Альбрехта, который прибыл на Пиотрковский съезд с сильным военным отрядом. Уния вновь оказалась под угрозой расторжения. И корона, и княжество в конце века вновь втягиваются в кровопролитные войны. Польское коронное войско терпит тяжелейшее поражение в 1497 году на Буковине от турок и крымских татар и вынуждено отступить с большими для себя потерями. Почти непосредственно за этой неудачей последовали два больших нашествия турок на Польшу. Турки проникли вглубь Польши, дошли даже до Сандомира, произвели страшные опустошения и забрали в неволю десятки тысяч людей. Княжеское войско в 1500 году на реке Ведроша проигрывает сражение войскам Ивана III в начавшейся войне.

 

XVI век

 

Поводом к войне между Московским и Виленским княжествами было то, что многие князья Восточной Белоруссии стали переходить в подданство единоверному московскому князю. Вильна в результате утратила 25 городов и волостей и вынуждена была признать за Иваном III титул «государь Всея Руси», а не только «великий князь Московский», что было важной победой московского великого князя для обоснования в последующем объединения всех русских земель.

После смерти Яна Альбрехта Александр занимает и польский престол и вновь объединяет два государства. Война с Московским княжеством заканчивается в 1503 году ценой территориальных уступок и брака Александра с дочерью Ивана III. Турок и татар удаётся остановить только в 1527 году после победы под Каневым на Украине.

Успехи православных князей и победы московских войск подтолкнули православных Княжества к новому восстанию. После смерти Александра западнорусское освободительное восстание в 1508 году возглавил один из лидеров православных Михаил Глинский. Иван III обещал ему свою поддержку в стремлении создать самостоятельное православное государство. В целом восстание было неудачным – Глинских поддержали только Мстиславские и некоторые другие князья. Большинство православной знати решило отсидеться. В этих условиях Глинский вынужден был отойти к Днепру, где стояли русские войска. Но и Русь была обескровлена прошедшей войной, и русские рати, прикрыв отряды Глинского, переправились вместе с ними на другую сторону реки, не вступая в сражение с подошедшими войсками нового польского короля Сигизмунда I. Участники восстания, оставшиеся в Княжестве, подверглись репрессиям. Вместе с тем Сигизмунд I понимал, что притеснения православных были главной причиной промосковского восстания. Поэтому при нем православным не навязывали никакой религиозной унии, а латинское духовенство не предпринимало никаких особенных мер к распространению своего учения среди православных.

В 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну, имевшую целью обеспечить Руси выход на побережье Балтийского моря. Ливонский орден терпит поражение и признаёт себя вассалом Великого княжества. Русские войска вступают на его территорию. В 1563 году русские войска овладевают Полоцком. Путь на Вильну открыт. Православные жители Белой Руси открыто поддерживают русские войска.

В этих условиях в 1569 году в Люблине был созван общий польско-литовский сейм, который продлился шесть месяцев. Поначалу послы княжества, увидев, что поляки хотят воспользоваться его трудностями и навязать свои условия унии, демонстративно покинули Люблин. Тогда Сигизмунд II своим указом присоединил к Польше почти всю Украину. Княжество, занятое войной с Русью, не смогло этому воспрепятствовать. Попытки договориться с Иваном Грозным также не имели успехов. Тогда через полгода литовские послы вернулись в Люблин и подписали унию на польских условиях.

Многие современные польские, литовские и даже белорусские историки представляют Люблинскую унию в качестве «равноправного договора народов», хотя на самом деле это был обыкновенный аншлюс – Польша, воспользовавшись трудным положением княжества, навязала ему свою волю. Обе страны окончательно объединялись в единое государство с единым монархом – королём Речи Посполитой. Княжество сохранило определённую автономию – название, местное самоуправление, войско, русский язык в качестве государственного. Но ведущая роль Польши в Речи Посполитой была очевидной. Поляки добились также права получать земли и проживать на территории княжества. Это послужило началом новой волны польской экспансии – польская шляхта стала получать от короля земли на территории Белоруссии и православных русских людей в качестве крепостных. Украина окончательно отошла от княжества под власть Польши. О степени «равноправности» короны и княжества можно судить по количеству депутатов сената Речи Посполитой – из 180 делегатов лишь 46 представляли Великое княжество.

 

 

Люблинская уния стала предвестником унии религиозной, усиления польского гнёта и последующих крестьянско-казацких восстаний. К этому времени иезуиты, явившиеся в Польшу и княжество в 1565 году, успели ликвидировать занесённое из Германии протестантство и обратили своё внимание на православных. В этом они встретили полное понимание со стороны польского короля Стефана Батория, также желавшего подорвать влияние «схизматиков».

В ответ на Люблинскую унию во многих городах Белоруссии создаются православные братства.

Конец XVI века ознаменовался борьбой за престол в Речи Посполитой. Существовал даже и такой своеобразный, но так и не реализованный проект объединения в одно государство Речи Посполитой и Руси.

Заключённая в 1569 году Люблинская уния, с одной стороны, ознаменовала пик могущества Польского государства, выразившийся в образовании Речи Посполитой, с другой - явилась «началом конца», так как стала спусковым механизмом католического прозелитизма и притеснения православия, что, в конце концов, вылилось в казацко-крестьянскую войну 1648-1651 годов, которая нанесла Речи Посполитой такой урон, от которого польское государство так и не смогло оправиться.

Люблинская уния открыла путь католической экспансии. Воспользовавшись решением Ферраро-Флорентийского собора 1439 года, на котором была провозглашена уния восточной и западной церквей, Ватикан и польское католическое духовенство начали продвигать решения собора в Речи Посполитой. Там в 1587 году на трон взошёл Сигизмунд III, правивший 45 лет (до 1632 года). Этот польский король был воспитан иезуитами. Современники отмечали его фанатизм, которым король выделялся даже на фоне других монархов своего времени. Сигизмунд III прекрасно понимал, что прямое столкновение, особенно военное, с лидером православных Константином Острожским и его сторонниками будет непредсказуемым по своим последствиям, но вместе с тем постоянно и целенаправленно укреплял католицизм. Протестантам и православным, несмотря на юридическое равенство с католиками, был закрыт доступ к сенаторским креслам (за исключением К. Острожского, обладавшего огромным богатством и влиянием, который к тому же поддержал Сигизмунда III при его восшествии на престол), дигнитарствам, урядам, староствам и другим должностям. На все высшие и средние государственные должности назначались католики. В судебных и иных спорах судьи чаще всего также принимали сторону католиков, отказывая православным даже в их законных требованиях.

Между тем до восшествия на престол Сигизмунда III позиции православия на территории Белоруссии в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском были чрезвычайно сильны. В первой половине XVI века православными были 23 княжеских и 42 шляхетских рода. Среди них такие знаменитые магнаты, как Тышкевичи, Острожские, Чарторыйские, Сапеги. Только при Сигизмунде I на землях княжества было построено почти 90 православных храмов. Даже в Вильне, оплоте католицизма, при 14 католических костёлах было 17 православных церквей. В Новогрудке количество православных храмов в 10 раз превышало количество костёлов. В Полоцком и Витебском поветах было всего по одному костёлу, а на востоке (Мстиславские, Оршанские, Могилёвские земли) католических храмов не было вовсе. Между тем католики активно осваивали западные земли Белоруссии. Особенно прочные позиции занимали католические ордена францисканцев, августинцев и бернардинцев. В Гродненском повете было 19 католических парафий, в Новогрудском – 20, Минском – 16, Волковысском -15, Слонимском – 7, в Оршанском, Витебском и Полоцком – по 1. Решающую роль в наступлении католичества играли великий князь и его католическое окружение. Католикам раздавались многочисленные земли в княжестве. Православные же вынуждены были довольствоваться сохранением того, что у них было. Так же обстояло дело и с церковью – католическая получала богатые землевладения от государства, а православная – лишь то, что ей жертвовали её приверженцы.

Незадолго до Люблинской унии в 1564 году на ниве борьбы с реформацией и протестантами в Княжестве появляются иезуиты. С. Будный называл их «чёртовым семенем». Поначалу иезуиты довольствовались просветительской деятельностью, но при Сигизмунде III стали играть значительную роль. Под их давлением ряд старинных православных родов (Сапеги, Зборовские, Вишневецкие и др.), поначалу перешедшие в протестантизм, вернулись в католичество.

В 1596 на Брестском соборе, несмотря на активное противодействие при его подготовке со стороны К. Острожского и православной шляхты, была объявлена уния, и большинство православных иерархов (за исключением 2 владык) во главе с киевским митрополитом Михаилом подчинились папе.

6 октября 1596 года начали собор и православные архиереи под председательством экзарха Константинопольского патриарха Никифора и при деятельном участии К. Острожского.

Большинство низшего духовенства и верующих остались верными православию. Сигизмунд III, опираясь на решение собора, объявил православною церковью только тех, кто принял унию, а отвергших унию просто игнорировал.

Русское население восприняло унию довольно враждебно, считая её вероотступничеством. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайки, чьи загоны проникали и глубоко в Белоруссию. К. Острожский так и не решился возглавить православное восстание, пытаясь убедить Сигизмунда III в ошибочности его курса и даже сдерживал активные действия православных, осуждая в том числе и действия Наливайки.

Восстание Наливайки потерпело поражение. После смерти К. Острожского в 1608 году православные лишились своего лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на православие.

Первоначально позиции русского языка были ещё достаточно сильными. Не зря в 1621 году К. Пашкевич писал, что «Польша цветёт латинством, Литва цветёт русскостью». Однако постепенно стала сужаться и сфера русского языка. Даже в униатских храмах, где в пику православным начали проводить богослужения не на церковно-славянском языке, а на русском, постепенно всё чаще стали звучать польские фразы и выражения.

Начался и новый виток антиправославной деятельности центральных и местных властей. Насильно закрывались православные церкви, школы, участников православных братств отлучали от церкви, православных священников угрозами заставляли принимать унию. Нередки были и случаи избиений православных священников. Особенно отличился на ниве борьбы с православием униатский полоцкий епископ Иософат Кунцевич. Более 5 лет он продержал закрытыми все православные храмы в Орше, Могилёве, Витебске и Полоцке. Православные горожане вынуждены были слушать службы за городом, зачастую и без священника – ему запрещалось жить в городе и округе. В Полоцке Кунцевич, узнав, что, несмотря на его запрет, на кладбище похоронили людей по православному обычаю, пришёл в ярость, велел выкопать трупы и бросить их собакам. В своих речах этот фанатик-униат не раз подчёркивал, что он «волен топить неуниатов и сечь им головы». Подобное поведение Кунцевича привело к взрыву народного возмущения – в 1623 году в Витебске при попытке Кунцевича расправиться с православным священником горожане ворвались в дом униатского епископа, убили его, проволокли по улицам города и утопили в Западной Двине. Волнения начались в Полоцке, Могилёве, Минске, Орше.

Властям с трудом удалось их подавить и, хотя зачинщики были казнены, а Витебск лишился Магдебурского права, было ясно, что такими крайними методами, которыми действовал Кунцевич, можно было принести больше вреда для унии, нежели пользы. К тому же после воцарения в 1613 году в Москве Михаила Романова у поляков стали постепенно исчезать иллюзии быстрого завоевания всей православной Руси, которые были особенно популярны в смутное время Лжедмитриев.

Однако Сигизмунд III упрямо стоял на своём, и постепенно это начало приносить свои плоды. К окончанию его правления в Минске из 13 православных храмов в руках у униатов оказалось 12. Униаты захватили знаменитый Жировичский монастырь и полоцкий Софийский собор. В Витебске активно действовали католические и униатские храмы, а у православных остался лишь Марков монастырь, расположенный в 2 верстах от города. Православие покинули все знаменитые магнатские роды, в том числе и Острожские. Большинство средней шляхты быстро ополячивалось и окатоличивалось. Мелкая шляхта, как правило, переходила в униатство. Русское население княжества сохранило в своей массе православную веру и язык своих предков, шляхта же постепенно и в языковом, и в религиозном плане теперь значительно отличалась от подконтрольного ей крестьянства. Стали слабеть православные братства, так как вся их сила заключалась в активной поддержке православного дворянства, которого становилось всё меньше.

После смерти в 1632 году Сигизмунда III православные, используя опыт прошлых периодов безвластия в Речи Посполитой, попытались вернуть свои права. Духовным лидером православного движения стал Пётр Могила, бывший тогда архимандритом Киево-Печерской Лавры. Конвокационный сейм 1632 года после избрания сеймового маршалка Христофора Радзивилла — кальвиниста по вероисповеданию, пошёл на ряд уступок православным и протестантам, уступив их давлению. Однако решения были половинчатыми и даже близко не возвращали православным тех прав, которые у них были до Люблинской и Брестской уний. На избирательном сейме 1632 года православные послы при поддержке протестантов заявили, что не приступят к обсуждению государственных дел, пока православным не будут возвращены все те права, которые были отняты у них после унии. Владислав, которого должны были избрать королём, рассчитывал на поддержку православных. Он не любил иезуитов, а кроме того, не оставлял надежды оказаться на московском троне. Поэтому, несмотря на протесты папы и польских католиков, Владислав IV во время коронационного сейма 1633 года поддержал требования православных. Но юридические права, возвращённые православным, так и не стали фактическими. Продолжалось давление католиков и униатов, чему немало способствовали и призывы из Рима.

На почве притеснения православия в тридцатых годах XVII века подняли восстание казаки Павлюка и Острянина (в 1637 и 1638 годах), но поляки подавили восстание, и этно-религиозный гнёт усилился ещё больше. Закрытые православные храмы, которые были не нужны униатам, сдавались евреям в аренду. В это время становится всё очевиднее, что крупные магнаты и шляхта уже мало подчиняются королю – во всяком случае, при всём своём желании Владислав IV не мог обуздать их самовольства, хотя и понимал, что Речь Посполитая понемногу начинает напоминать пороховую бочку.

И взрыв не замедлил произойти. В 1648 году началось восстание Богдана Хмельницкого, переросшее впоследствии в полномасштабную гражданскую войну в Речи Посполитой, а затем и войну Речи Посполитой с Россией. Одержав серьёзные победы над польскими войсками под Жёлтыми водами и Корсунем, Хмельницкий начинает рассылать по всем русским землям Речи Посполитой универсалы – специальные письма, в которых говорилось о том, что казаки сражаются против польской шляхты, восставшей против короля и угнетающей православных. На юг Белоруссии вступают казацкие загоны Кривошапки, Головацкого, Небабы и др. Хмельницкий отправляет посольство к Владиславу IV, но король умирает. Избирательный сейм, назначенный на 6 октября 1648 года, происходил под влиянием побед Хмельницкого, который от Белой Церкви двинулся вглубь Польши, истребляя попадавшиеся ему польские отряды. Восставшие повсеместно крестьяне производили избиение панов, ксендзов, католических монахов и евреев. Скрываемое долгое время раздражение русского народа против своих притеснителей прорвалось теперь наружу и сопровождалось жестокой расправой по отношению ко всему католическому и польскому. Отряды Хмельницкого овладели Гомелем, Лоевым, Чечерском, Бобруйском, Мозырем, Туровом, Пинском, Кобриным. Юг Белоруссии (кроме Слуцка и Старого Быхова, где стояли мощные правительственные гарнизоны) оказался полностью в руках казаков. Бегство шляхты приобрело массовый характер – паны с семьями спешно покидали княжество, спасаясь в городах Короны. Собрав ополчение из хорошо вооружённой шляхты и набрав наёмников, гетман Я. Радивилл выступил навстречу казакам и обложил Пинск. Горожане отказались сдаться. Взяв город, солдаты Радивилла убили свыше 3 тысяч жителей. После взятия Пинска польско-литовское войско опустошило весь юг Белоруссии, стремясь подавить восставшее русское население и не допустить объединение отрядов белорусских крестьян и мещан с казаками Хмельницкого. В Турове, Давид-Городке, Чечерске и Мозыре были перебиты все жители, поддержавшие казаков. Особенной жестокостью Радивилл отметился в Бобруйске – 800 человекам отрубили руки, множество православных жителей подверглось пыткам. Хмельницкий направил на помощь белорусам казачьи загоны Голоты и Подобайлы. 31 июля 1649 года под Лоевым произошла самая крупная битва войны 1648-1651 годов на территории Белоруссии. В упорной битве польско-литовское войско нанесло казацко-крестьянским отрядам поражение, что привело к постепенному затуханию повстанческого движения в Белоруссии.

Хмельницкий уже не мог оказать серьёзной помощи православным Княжества, так как готовился к битве с войсками польской Короны. 5 августа под Зборовым казаки разбили польское войско под предводительством короля. Неудача принудила польское правительство вступить в переговоры с казаками и на этот раз быть более уступчивыми. 9 августа был заключен так называемый Зборовский договор, который помимо всего прочего предусматривал значительные уступки православным, в том числе и предоставление киевскому митрополиту места в сенате. Сейм назначен был на 22 ноября 1649 года. Католическая партия и слышать не хотела об уступках православным. Короля винили в потакании казачеству. Католические бискупы в пункте о допущении православного митрополита в сенат видели оскорбление латинства и нарушение старинных прав римско-католического духовенства и решительно заявили, что они тотчас же оставят сенат, если в него войдет киевский митрополит. Митрополит Сильвестр Коссов и православные вынуждены были отказаться от своего требования. Вместе с тем, согласно королевскому диплому, православным возвращали ряд монастырей. Витебский епископ должен был получить в своё владение половину имений Полоцкого униатского епископа. Сейм оказался очень бурным и затянулся до января 1650 года, но так и не прекратил враждебных отношений между католиками и православными. Все готовились к новой войне. В конце 1650 года король созвал новый сейм, но и он не имел успеха.

Военные действия, возобновившиеся весной 1651 года, оказались крайне неудачными и для казаков, и для православных в целом. 20 июня 1651 года запорожцы потерпели серьёзное поражение под Берестечком. Поляки захватили всю Украину, и Хмельницкий 17 сентября 1651 года заключил Белоцерковский мир, результаты которого во многом возвратили прежние привилегии католикам.

Хотя православное восстание в Белоруссии потерпело поражение, на Украине боевые действия продолжались вплоть до 1653 года. Видя невозможность победы, Хмельницкий обратился за помощью к царю Алексею Михайловичу. К этому времени Москва, выдержав натиск Речи Посполитой, была готова к освобождению своих русских единоверцев на Западе. В Белоруссии на Украине началось встречное движение, так как и православной шляхте, и казакам, и простым жителям стало ясно, что самостоятельно им от польско-католического гнёта не избавиться.

Земский собор 1653 года принял Запорожское казачье войско в подданство русского царя. 8 января 1654 года Переяславская Рада – военный совет русских воевод и казацкой старшины во главе с Хмельницким - бесповоротно подтвердила, что Украина переходит в русское подданство. Решения Переяславской Рады стали основанием для освобождения Белоруссии. Москва открыто заявила о своих правах на русские земли Западной Руси. Начался совершенно новый исторический этап.

 

ФСК, 12.10.2010, 17.10.2010



[1] Приводится с изменениями.