Реклама:
Номер 261-262
подписан в печать 01.11.2010
Владимир Семенко

Журнал «Золотой Лев» № 261-262 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.П. Семенко

 

Клирики и клерки

 

 

С прискорбием приходится признать, что богословие, догматы, каноны и прочее нынешнюю церковную "элиту" мало интересуют. На смену церковному взгляду на мир приходят, так сказать, "чистые" дипломатия и политика.

Еще несколько лет назад официальные церковные СМИ и многочисленные клерки в рясах рьяно доказывали, что во время посещения Святейшим Патриархом Алексием Собора Парижской Богоматери не было совместного с католиками молебна, а просто православные и паписты молились самостоятельно, отдельно друг от друга.

 

Картинка 17 из 34752

 

Сегодня же впавшая в состояние столбняка православная общественность читает вполне официальные сообщения о том, что католические епископы "присутствовали за православной литургией", отслуженной митрополитом Иларионом (Алфеевым) в одном из католических храмов Милана.

 

Картинка 1 из 46

 

Такие обтекаемые формулировки рассматриваются в качестве убедительного аргумента для всякого, кто станет напоминать об апостольских правилах, запрещающих молиться с еретиками. Ведь, как нам объясняют, имело место не сослужение, а дипломатическо-экуменический протокол! К многочисленным разновидностям литургии, имеющимся у современных римо-католиков, следовало бы добавить еще одну: литургию дипломатическую. Впрочем, инициатива в данном случае принадлежит как раз православным!

Должны ли мы теперь думать, что принципиальнейшие богословские расхождения, духовность, метафизика и прочие отвлеченности последовательно и сознательно игнорируются и приносятся в жертву во имя глобальной экуменической политики, органически встроенной в другую "глобальность" — глобальность глобализма?

Но даже этот новый всплеск дипломатической активности ОВЦС выглядит невинной шалостью на фоне очередного экуменического действа в Мюнхене с участием представителей РПЦ, где вся картина приобрела какие-то уж поистине гипертрофированные и карикатурные формы. Если сегодня православные, "предстоящие" за экуменическим богослужением, не используют икон, дабы "не смущать протестантов", то какое значение имеют на этом фоне продолжающиеся в разных местах всевозможные "богословские собеседования"? Жизнь, реальность в любом случае первична! Никаких формальных решений в духе экуменического "соединения Церквей" не принимается; однако экуменическая идеология все активнее внедряется в повседневную практику!

Сегодня всё большее число православных, не потерявших веры и церковного сознания, начинает испытывать серьезнейший духовный дискомфорт, не в силах более пассивно воспринимать происходящее как какой-то совсем отвлеченный процесс, не имеющий отношения к их повседневной жизни в Церкви и всему делу спасения.

Нельзя не сказать, что первый и очень тревожный звонок для нашей церковной бюрократии уже прозвенел! Обнародовано весьма резкое письмо молдавских клириков и мирян против экуменизма, обращенное к Патриарху Кириллу.

 

Картинка 2 из 50549

 

Авторы и "подписанты" письма не только представили убийственные доказательства того, что экуменическая скверна проникла внутрь мирового Православия гораздо глубже, чем мы думали (ныне уже можно считать доказанным, что православные, входящие в юрисдикцию Константинополя, а также Румынской и Болгарской православных Церквей, вступили в прямое евхаристическое общение с коптами, армянскими монофизитами и даже римо-католиками), но и абсолютно твердо заявили о том, что являются принципиальными противниками раскола. "Разобраться" с ними, как с пресловутым Диомидом, по всей видимости, не удастся. Косвенный ответ официальных лиц РПЦ на молдавское письмо, в котором они утверждают, что наш нынешний экуменизм — это просто "диалог" с инославными, на фоне доказательств, представленных лидером антиэкуменического движения молдавского духовенства протоиереем Анатолием Чибриком, выглядит более чем неубедительно.

Действия церковной бюрократии порой таковы, что возникают сомнения в какой-либо церковности и самой вере этих людей. Чего стоит решение традиционный Крестный ход на праздник святых Кирилла и Мефодия (в Москве) заменить неким "патриаршим шествием", куда людей сгоняли по разнарядке от префектур! Из тридцати тысяч планировавшихся участников (СМИ сообщают, что собрали сорок) для православных приходов Москвы была выделена квота в одну тысячу человек, остальное составили люди, присланные вузами, предприятиями и общественными организациями. Церковная администрация, которая собственноручно расписывается в своем нежелании или неумении собрать собственно церковный народ — весьма красноречивый штрих к общей картине. Крестный ход — это освящение города, когда храмовая молитва выходит на улицы; участие в такой молитве возможно лишь по зову сердца; спрашивается, молились ли люди, которых начальственная воля грубо оторвала от учебы, работы и других насущных забот? Последний шокирующий ход бюрократии в рясах — это попытка сделать участницей Всемирного Русского народного собора пресловутую Ксюшу Собчак, которая (следует отдать должное) проигнорировала публичное приглашение официальных лиц РПЦ. С очередным миссионерским проектом пока облом…

Мнение православного народа в церковной "элите" никого не интересует. На сегодняшний день всем более-менее понятно, что Межсоборное присутствие будет штамповать решения, заранее подготовленные кучкой церковных клерков, которые абсолютно не собираются отвечать на наши антиэкуменические и антимодернистские богословские аргументы, действуя по принципу: "Собака лает, караван идет".

Главный враг церковной бюрократии — народ Божий, те истинно православные люди, которые, ощущая себя перед лицом Христа, смотрят на жизнь с позиций веры, а не политической целесообразности, финансово-экономической выгоды и элитно-клановых раскладов. Именно поэтому всякий раз, когда где-то начинает накапливаться сгусток подлинной духовной энергии и религиозного энтузиазма, бюрократия пикирует на этот очаг, всеми силами, любой ценой стремясь его разорить. Сейчас уже вполне ясно, что процесс сращивания церковной и светской бюрократий предполагает ни больше ни меньше, как смену самой паствы. Но Промысел победить нельзя. Парадоксальным образом оказывается, что тотальное наступление церковной бюрократии приводит к самому насущному: возгреванию веры, накалу религиозного чувства. Ибо все большее число церковных людей, наблюдая зримые черты последних времен, избавляется от гордыни, перестает уповать лишь на свои слабые человеческие силы; перед ними открывается бесконечная метафизическая перспектива древней Церкви, жившей радостным эсхатологическим ожиданием: Ей, гряди, Господи Иисусе!

 

Завтра, 13.10.2010

 

Приложение Золотого льва

 

В католическом соборе Парижской Богоматери

совершили историческое богослужение

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял накануне участие в молебне перед Терновым венцом Спасителя в соборе Парижской Богоматери.

По информации агентства "Интерфакс", храм, способный вместить до 9 тысяч человек, был заполнен до отказа. При появлении в соборе предстоятеля Русской православной церкви, зазвучало торжественное католическое песнопение.

В богослужении принимали участие многочисленные представители высшего православного и католического духовенства и мирян.

Обращаясь к Патриарху перед началом молебна, председатель Конференции католических епископов Франции кардинал Жан-Пьер Рикар назвал нынешнее событие историческим, отметив, что "оно имеет большое значение для всего человечества, не только для православной и католической Церквей".

Кардинал Ж.-П. Рикар также подчеркнул, что культурные различия между русскими и французами "не должны становиться препятствием на пути межкультурного, межрелигиозного общения людей".

"То, что объединяет два народа, две Церкви, - это единая вера", - сказал католический иерарх.

Накануне днем он дал в Париже обед в честь Патриарха Алексия.

В ответном слове Алексий II поблагодарил кардинала и архиепископа Парижского монсеньора Андре Вэн-Труа за приглашение посетить собор Парижской Богоматери, чтобы поклониться "одной из величайших святынь христианского мира", а также за возможность православным регулярно совершать здесь богослужения.

"Пусть окружающий мир полон поклонения пустым идолам, наполнен растерянностью, скорбями, мы знаем, что нам открыты врата неба и мы призываем войти в него", - сказал Патриарх.

Терновый венец Спасителя хранится в соборе Парижской Богоматери в специальном футляре из бронированного стекла. Он был привезен во Францию из Византии в ХIII веке королем Людовиком IX.

Французский монарх, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, в августе 1238 года встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес Терновый венец на плечах.

В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 годы, для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Святая часовня (Сент-Шапель), на строительство которой было затрачено средств в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом Креста Господня здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа.

Терновые шипы (всего около 70) были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Во время революции во Франции часовня была закрыта, а святыни перенесены в Национальную библиотеку. В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Парижской Богоматери, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца в 15:00 по местному времени, а также в Страстную Пятницу Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

 

Картинка 15 из 38

 

NEWSru.com: Религия и общество

Четверг, 4 октября 2007 г.

 

Заявление службы коммуникации ОВЦС Московского Патриархата

в связи с сообщениями о якобы имевшем месс то совместном богослужении православных и католиков в Париже

Москва, 4 октября 2007 г.

 

В связи с появлением в ряде средств массовой информации сообщений о якобы имевшем место совместном богослужении православных и католиков в Соборе Парижской Богоматери, Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена заявить следующее.

В ходе своего пребывания в Париже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился великой святыне христианского мира – Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в Соборе Парижской Богоматери. Перед этим состоялся краткий православный молебен, а не совместное православно-католическое богослужение.

Как сообщалось ранее, за молебном, который был совершен перед святыней клириком Корсунской епархии Русской Православной Церкви иеромонахом Нестором (Сиротенко), молился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, иерархи и клирики Московского Патриархата и других Поместных Православных Церквей, множество православных мирян, проживающих во Франции. Богослужение совершалось на французском и церковнославянском языках.

 

 

Вынос для поклонения Тернового венца Спасителя, хранящегося в Соборе Парижской Богоматери, по сложившейся в этом храме многолетней традиции, сопровождается определенным ритуалом, в ходе которого святыня износится из специального хранилища клириками Собора.

Во время совершения молебна в соборе присутствовал католический архиепископ Парижа Андре Вен-Труа, ряд иерархов и священнослужителей Католической Церкви во Франции. Молитва архиепископа Парижского перед Терновым венцом была совершена после завершения православного молебна и поклонения Святейшего Патриарха святыне.

Клирики Корсунской епархии Русской Православной Церкви, как и многочисленные представители нашей Церкви, посещающие Париж, регулярно проводят православные богослужения перед Терновым венцом Господа Иисуса Христа. Молитвословия при этом звучат на церковно-славянском и французском языках. В частности, в ходе своего визита в столицу Франции 1 декабря 2006 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил молебен перед Терновым Венцом Спасителя и поклонился этой святыне вместе с архиереями и духовенством Киевской митрополии.

В связи с развитием паломничества православных верующих в различные страны мира для поклонения святыням древней Церкви, развивается и традиция совершения православных богослужений перед святынями, хранителями которых ныне являются представители иных христианских церквей. Как правило, православным паломникам предоставляется для этого разрешение и оказывается любезное содействие.

Инославные христиане при этом отмечают, что православные паломничества такого рода предоставляют им прекрасную возможность для более близкого знакомства с богослужением и духовной традицией Православной Церкви.

Опыт поклонения православных верующих многочисленным святыням древней Церкви в Риме, святым мощам святителя Николая Чудотворца в Бари и святителя Амвросия Медиоланского в Милане, а также паломничества к другим известным святыням, находящимся в ведении Римско-Католической Церкви, неизменно свидетельствует о непреходящем значении святынь древней Церкви для духовной жизни христиан Востока и Запада.

 

Служба коммуникации ОВЦС

Православиеу, 4.10.2007

 

*****

 

 

Патриарх Алексий II позволяет католикам проповедовать

в Церкви как Православным священнослужителям

 

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет позволяет католику

благословлять Крестом народ в Церкви как Православному священнослужителю