Реклама:
Номер 271-272
подписан в печать 01.02.2011
Начало процесса воссоединения Малороссии с Россией

Журнал «Золотой Лев» № 271-272 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.О. Елишев

 

Процесс воссоединения Малороссии и Белоруссии с Великороссией[1]

 

 

Продвижение русских на юго-западном направлении было вызвано необходимостью возврата, воссоединения бывших территорий и родственных народов Древней Руси (вошедших, сперва, в состав Литовского, а затем и Польского государства) в единое государство, а также имперской политикой защиты православных народов их населяющих от национальных и религиозных притеснений.

Процесс воссоединения Малороссии с Россией представлял собой длительный и сложный процесс, занявший собой несколько столетий. Начался он задолго до Переяславльской Рады (1654 года) и закончился отнюдь не в XVII веке. Говоря об этом процессе, мы сознательно не употребляем, ставшее для многих наших современников привычным его обозначение как процесса воссоединения «Украины и России», поскольку здесь целесообразно уточнить, а что представляет собой эта «Украина»? и насколько правильно употребление этого понятия применительно к этому процессу?

Говоря об Украине, мы, конечно же, не имеем в виду одноимённое современное государственное образование, возникшее на территории постсоветского пространства. Данная категория не может быть применима и к обозначению земель Малой Руси.

Русское слово «украйна» (польский аналог «ucraina») встречается в русских исторических летописях в обозначении пограничных, окраинных земель, представляя собой, по сути другую форму слова «окраина». Таким образом, ясно, что всё, что обозначалось как «Украйна» (окраина) не представляло собой нечто самостоятельное, а являло собой обозначение той или иной местности данное ей извне (из центра), народом или правительством, рассматривающим эту территорию, как периферию некой страны или державы. Для Великого княжества Литовского земли Малой Руси, захваченные им в конце XIV века, стали южной украйной. После объединения Литвы и Польши в единое государство, эти же земли для Речи Посполитой стали украйной восточной. Для России малороссийские земли являли собой юго-западную украйну, не единственную для неё украйну (например, наряду с Сибирской украйной или южной украйной (области Дикого поля). В зависимости от территориальных изменений (расширения или уменьшения территории) обозначение той или иной украйны претерпевало определённую корректировку.

Как отмечает В.Л. Махнач: «Понятие «Украины» впервые встречается в исторических документах XII века. Украина - в смысле окраина. Самое первое упоминание Украины - это Залеская Украина. Коренная Русь была на Днепре, а Украина - на Владимирщине, к чему относилась и Московия. Веками позже коренная Русь, впрочем, переместилась на Северную Волгу и Оку, а Украиной стали именовать Русь Днепровскую, но только лишь опять-таки потому, что была окраиной. За развитием понятия Украина стояло перемещение политических и культурных центров. Только и всего» [ Махнач В.Л., Елишев С.О., Сергеев О.С. Россия, которую мы вернём», М.: Издательский дом «Грааль, 2004, С. 43].

Понятное дело, что говоря об Украйне, наши предки не имели в виду обозначение земель, на которых жили «украинцы», поскольку такого этноса в то время не существовало[2]. Юго-западные русские земли, за которыми с XIV века, благодаря византийцам и нашим церковным и государственным деятелям, закрепилось наименование-обозначение «Малая Русь», т.е. «Малая Россия» (как центр культурной жизни нашей страны), после их включения в состав литовского, а затем и польского государств (уже после смещения культурного, религиозного и политического центра с территории Малой России в Московское государство), исторически сохранили за собой именно это наименование. От которого впоследствии пошло обозначение части русского населения этих земель малороссами.

В конце XVII века, уже после Переяславльской Рады и заключённого с Польшей «вечного мира» 1686 года, по которому Левобережная Малороссия вместе с Киевом, навсегда отходили к России, в словесном обиходе интеллектуалов Речи Посполитой стало использоваться наименование «Украина», уже как имя собственное, а не нарицательное. Трактовка этого понятия приобрела иное значение и в это же время стала активно формироваться концепция украинизма (украинства или украинофильства).

Суть концепции украинизма (украинства или украинофильства) сводится к одному тезису: «Украина - не Россия». Подразумевает признание группы субэтносов Малой Руси не частью русского этноса, а самостийным «украинским» этносом. Концепция украинизма проводилась униатами (под руководством иезуитов), австро-венгерским генштабом, революционерами 1917 года, большевистским режимом вплоть до М.С. Горбачева. Представляла собой попытку дать идеологическое обоснование искусственному расчленению России, единого русского народа, посредством вычленения из его состава малороссов, именуемых ими «украинцами». Хотя до революции названия «великоросс», «малоросс», «белоросс» воспринимались как понятия, определяющие только географическое место происхождения русского подданного, а сами они мыслились как части одного русского народа, а не особого народа («восточнославянские» этносы).

Появление этой концепции, конечно же, шло вразрез с исторической действительностью и было обусловлено стремлением польских интеллектуалов воспрепятствовать естественному желанию русских, проживающих на Правобережье Малороссии, воссоединится с Россией и своим народом. Занявшись фактически искусственным конструированием нового этноса, польские интеллектуалы нашли себе союзников в Малороссии в лице запорожской казачьей верхушки, воспринявших эти тезисы как вполне соответствующие их интересам и планам. Имеющая место непоследовательность в действиях большинства гетманов и казачьей верхушки, с момента провозглашения на Переяславльской Раде факта начала воссоединения Малороссии с Россией и до упразднения института гетманства в Российской империи, объясняется в значительной степени обстоятельствами, о которых мы упомянем позднее. Пока же рассмотрим обстоятельства, предшествующие воссоединению Малороссии с Россией.

Первоначально земли Малой Руси, вошедшие в состав Великого Княжества Литовского[3], формировавшегося как федеративное государство, долгое время сохраняли свои особенности, традиционный уклад жизни, внутреннюю структуру и политическое устройство. Русский язык являлся государственным языком Великого княжества Литовского[4]. Литовские князья в соответствии с принципом «мы старины не рухаем, а новин не вводим», часто ограничивались сбором дани с населения присоединённых земель и привлечением княжеских дружин и ополчений к участию в военных походах. Это было время борьбы, соперничества Московского и Литовского княжеств за ведущую роль православной державы, которая вскоре должна была прийти на смену Византийской империи[5] - Третьего Рима - уже планируемого к созданию Вселенской Православной Церковью. В русско-литовском государстве среди его знати были достаточно сильны позиции православной «партии» (русское православное население составляло этническое большинство в Великом княжестве), в случае победы которой во внутренних междоусобицах в Великом княжестве Литовском, Литва имела бы хорошие перспективы в её соперничестве с Москвой. Нестойкость в вере литовских князей предопределила результат этой борьбы. Однако, Литва имела все шансы стать православным государством. Но этого не произошло - победила прокатолическая партия, и начался процесс объединения Великого княжества с Польшей.

 

Файл:Lithuania in the 17th century.png

Lithuania in the 17th century.png

Великое княжество  в середине 17 века

 

Но если Кревская уния 1385 года ещё отнюдь не означала превращение Великого княжества в католическое государство, а значит, угнетения и притеснений его православного населения по религиозным и этническим мотивам, то Городельская уния 1413 года означала начало процесса активной полонизации и католизации знати и всего населения Великого княжества, распространяясь на земли Малой и Белой Руси. По условиям Городельской унии все бояре и служилое сословие Великого княжества получали равные права с польскими магнатами и шляхтой при условии принятия ими католичества. Т.е. в новом польско-литовском государстве только католики получали приоритетное право на занятие государственных должностей. Естественно, такая ситуация не устраивала православное население земель Малой и Белой Руси. В условиях начавшейся полонизации и ухудшения положения русских в Великом княжестве после смерти великого князя Витовта вспыхнула война между католической и православной партиями, которые возглавляли брат Витовта Сигизмунд (вождь католиков) и сын Ольгерда Свидригайло (вождь православных). В ходе противостояния возникла ситуация, когда Великое княжество фактически распалось на две части: литовские земли поддерживали Сигизмунда, а русские земли (Малая и Белая Руси) поддерживали Свидригайло.

Свидригайло, однако, оказался слабым государственным деятелем: и полководцем, и управленцем, к тому же дискредитировавшим себя в глазах своих православных подданных казнью (сожжением) митрополита Герасима. Победу в войне одержал великий князь Сигизмунд, который, тем не менее, был вынужден пойти на уступки православным. В 1432 году им был издан указ, по которому православные русские князья и бояре были уравнены в правах с католиками. С этого момента, вплоть до 60-х годов XVI века Великое княжество ещё имело возможность осуществления права выбора - в состав какого государство оно могло быть включено: в состав православного российского или же в состав католического польского. Установившийся в это время своеобразный статус-кво во взаимоотношениях между православными и католиками внутри княжества не был нарушен ни новым князем и королем Польским в одном лице Казимиром, ни его приемниками Александром и Сигизмундом, совершившими ряд шагов в пользу укрепления униатской политики, ни периодическими военными действиями против России.

 

 

В 60-е годы XVI века во время Ливонской войны - постоянных военных действий с российским государством в правление Сигизмунда II Августа, жители княжества, слыша об «ужасах» опричнины Ивана IV, от которых на территорию Великого княжества бежало большое количество людей самых разных сословий, совершили выбор в пользу унии с Польшей. В результате Люблинской унии между Великим княжеством и Польшей 1569 года появилось новое государство - Речь Посполитая. Великое княжество в его составе сохраняло определённую самостоятельность, но её территория ограничивалась собственно Литвой и землями Белой Руси. Земли Малой Руси отошли в состав Польши.

С этого момента начался активный процесс полонизации и окатоличивания Малой и Белой Руси, попытки ассимиляции, а также нещадной эксплуатации её православного населения. За действиями поляков, крайне презрительно и свысока относящихся к малороссам, стояла вся мощь католической церкви, Запада. Православных малороссов ставили перед выбором: или принять католичество и стать поляком, или быть человеком второго сорта, подвергавшимся всевозможным унижениям и дискриминации.

Малороссы лишились своей аристократии - она была ополячена и перешла в католичество, именуя себя на польский манер - «панами» и «шляхтой» и, переняв систему взаимоотношений с нижними сословиями. Польский в качестве государственного языка сменяет русский язык. На территории Малороссии, как и на территории Польши возникли крупные помещичьи землевладения, принадлежащие польским магнатам (например, Потоцким, Конецпольским, Калиновским, Замойским и другим) и ополяченной малороссийской аристократии (Вищневецким, Острожским, Киселям и другим). В Малороссии установилось господство шляхты, пожизненные и наследственные «уряды» (государственные должности), магдебургское право в городах, нещадная эксплуатация крестьян - вне их. Все слои православного населения Малороссии, несмотря на их лояльность польской Короне, подлежали религиозным и национальным притеснениям, а также беспощадной экономической эксплуатации.

Любой малороссийский дворянин без принятия католичества не имел возможности занять какую-либо государственную должность и сделать карьеру. Купец и ремесленник не мог конкурировать с вытеснившим его из сферы торговли евреем, пользовавшимся особым покровительством католической церкви и польских панов. Все наиболее доходные промыслы в городах составляли монополию короны и шляхты, которая, в отличие от горожан, была освобождена от уплаты торговых пошлин. Практически полностью бесправны были малороссийские крестьяне, вынужденные отрабатывать не только все увеличивающуюся барщину и исполнять иные повинности, но и платить налоги, а также другие выплаты короне и шляхте. Особенно тяжела была участь крестьян, живших в поместьях польских магнатов, часто сдававших поместья в аренду ростовщикам-евреям. Те, учитывая временный характер их владения угодьями, выжимали из крестьян все соки. Жизнь крестьян была в полном распоряжении шляхты, которая презрительно именовала их «быдлом» (скотом) и всячески притесняла.

Отдельно следует сказать о запорожском казачестве. Его феномен был в значительной степени явлением сторонним для Малороссии, поскольку казачья вольница являлась скорее своеобразным порождением степи, Дикого поля. Запорожская сечь, расположенная на границе Польши и Дикого поля, представляла собой сеть поселений, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым за счёт развития в них различных ремёсел и грабежей, куда стекались недовольные польским правлением православные пассионарии, беглые и разбойники. Защищая малороссийские рубежи польского государства от татарской угрозы, они, тем не менее, были не прочь кого-нибудь пограбить или поживится за чей-либо счёт. Именно этим и объясняется активное участие запорожских казаков в боевых действиях против русских в Смутное время. Польские магнаты и шляхта с крайним опасением и подозрительностью относились к ним; исключением не являлись и реестровые казаки, состоящие на службе у польской короны. Ведь на Сечи не действовали польские законы.

Поскольку численность реестра была ограничена, а реальная численность казаков его многократно превышала, запорожцы были крайне заинтересованы в увеличении численности реестра. На что польское правительство шло крайне неохотно. Этот момент в политических программах запорожцев являлся столь же важным, как и требование прекращения религиозных гонений и притеснений православных.

Накал противостояния двух суперэтносов (католиков и православных) в Польше постепенно достиг своей наивысшей точки. С Брестской унии 1596 года польское правительство начало проводить активную униатскую политику в отношении своих православных подданных. После чего последовала череда неудачных восстаний малороссов (восстание Наливайко, Павлюка, Остраницы и другие). Восставшие не ставили себе целью добиться политической независимости от Речи Посполитой. Они, прежде всего, отстаивали своё право быть православными, жить в согласии с собственной совестью. Принадлежность к православию являлось критерием этнической идентификации. При этом они называли и определяли себя никакими не мифическими «украинцами», а русскими, русскими людьми. Активным противодействием насаждению католичества занималось ученое православное духовенство, возникшие в ряде городов Малороссии православные братства (как центры освободительной борьбы), казаки. Апофеозом этого противостояния явилось развернувшееся в 1648 году на территории Малороссии восстание, впоследствии принявшее форму освободительной войны, которые возглавил гетман Б.З. Хмельницкий.

 

 

Хмельницкий и его соратники, как и их предшественники, отнюдь не ставили себе конечной целью восстания образование независимого государства и выход из состава Польского государства. Первоначальными требованиями восставших являлись прекращение гонений на православных, свобода вероисповедания, прекращение активной униатской политики, возвращение православным, захваченных униатами храмов; расширение численности реестровых казаков и наделение казачества, как военного сословия шляхетскими правами; изгнание с Малороссии евреев-ростовщиков.

Понимая, что в борьбе со шляхтой ему понадобятся союзники, Хмельницкий заключил союз с крымским ханом. Восставшие, взаимодействуя с татарами, разгромили польские войска у Желтых Вод, под Корсунью и Пилявцами, расширили подконтрольную им территорию, заняв Киев и практически всю территорию Малороссии. В августе 1649 года между Хмельницким и польским правительством был заключен Зборовский мирный договор, по которому Хмельницкий получал самостоятельное государственное управление в Киевском, Черниговском, Вроцлавском воеводствах. Хмельницкий достиг того, о чём он никогда и не мыслил. Он отдавал себе отчет, что борьба ещё не завершена и основные сражении ещё впереди.

Между тем, поляки, используя перемирие, накопив силы и договорившись с крымским ханом, чтобы последний разорвал союзные отношения с Хмельницким, вскоре начали военные действия против гетмана.

В 1651 году, накануне сражения под Берестечком, татары оставили своих прежних союзников, одновременно, пленив и увезя с собой Хмельницкого. В развернувшемся сражении козаки потерпели крупное поражение. Освободившийся из плена Хмельницкий был вынужден заключить в Белой Церкви мир с Польшей. Лишённый поддержки крымского хана и понимая, что сам он один не сможет противодействовать Польше, Хмельницкий шлёт послов к русскому государю с просьбой о включении Малороссии в состав России. Этот шаг, в значительной степени был вынужденной мерой для Б. Хмельницкого. Война к этому моменту приобрела крайне ожесточённый характер; на уничтожение. И зажатая между Крымом, Россией и Польшей Малороссия должна была искать союзников, чтобы выжить.

Русское правительство, помня об участии казаков в событиях Смутного времени, крайне осторожно отнеслось к его просьбе. Оно было и понятно - надо было оценить свои силы и возможные плюсы и минусы от принятия положительного решения. Рассмотрение вопроса затянулось на два года. Хмельницкий, дожидаясь решения русского правительства, добился некоторых военных успехов, разгромив поляков при Батоге (1652) и при Жванце (1653), но понимал, что это успехи непрочны, а его судьба и судьба Малороссии зависит от решения российского правительства.

Учитывая важность вопроса, его рассмотрение было вынесено на собравшийся осенью 1653 года Земский Собор, который одобрил воссоединение Малороссии с Россией, а значит и вступление России в войну с Речью Посполитой. Вскоре царские послы прибыли в Малороссию и 8 января 1654 года на Переяславльской Раде было провозглашено воссоединение Малороссии с Россией. После чего Россия вступила в войну с Речью Посполитой.

 

 

Начало военных действий с Речью Посполитой после Переяславльской Рады было крайне удачно для России. В 1654 году русские войска овладели Смоленском и городами Белой Руси - Полоцком, Витебском, Минском, Ковно, Гродно, Вильно и другими. Польские войска терпели поражения. Неудачами поляков поспешили воспользоваться шведы. Шведский король Карл Х вторгся в 1655 году в Польшу, захватил некоторые важнейшие города, включая Варшаву, изгнал Яна-Казимира и был признан частью польских магнатов и шляхтой польским королем. Победы шведов создали реальную угрозу пограничным русским землям. В 1655 году Россия была вынуждена вступить в войну со Швецией, в 1656 году заключив с Польшей перемирие. Боевые действия со шведами шли с переменным успехом, ни одна из сторон не могла одержать решающей победы. Поляки, воспользовались этой ситуацией, накопили силы и, оправившись от поражений, приступили к изгнанию шведов, а также возобновили войну с Россией.

Крайне осложнилась ситуации в Малороссии. В 1657 году умер Богдан Хмельницкий. Новым гетманом был избран пользовавшийся поддержкой казацкой верхушки генеральный писарь И. Выговской. В условиях, возобновившихся в 1658 году военных действий между Россией и Польшей за Малороссию и Белоруссию с Литвой, он вместе с частью казацкой верхушки перешёл на сторону поляков, заключив с ними Гадячскую унию с целью возвращения Малороссии в состав Речи Посполитой. При помощи крымских татар Выговской сумел победить русские войска в битве при Конотопе. Однако, действиям Выговского и окружающей его казацкой верхушки воспротивилась большая часть населения Малороссии. Часть казацких старшин провозгласила гетманом сына Богдана Хмельницкого - Юрия, под знамёна которого стали массой стекаться православные казаки и малороссы, а вскоре перешли и войска Выговского. И. Выговской, ставший «политическим трупом», бежал в Польшу.

Но Юрий Хмельницкий не оправдал надежд православных малороссов. Он переметнулся к полякам, предав шедшие ему на выручку русские войска под командованием боярина Шереметьева. Русское войско было окружено превосходящими польско-татарскими силами и сложило оружие. Война приобрела затяжной и изнурительный характер.

В сложившихся условиях Россия, конечно же, не могла воевать на два фронта. В 1661 году со шведами был заключен Кардисский мирный договор, по которому шведам уступались наши приобретения в Прибалтике. Одновременно казаки низложили Юрия Хмельницкого, избрав гетманом Брюховецкого. Боевые действия российско-малороссийских войск с поляками пошли с новой силой. Русские дважды наносили поражение польской армии (под Глуховым и Новгород-Северским), отогнав польские войска за Днепр. Но поскольку борьба истощила обе стороны в 1667 году было заключено Андрусовское перемирие. К России отходил Смоленск, Левобережная Малороссия, а также на два года Киев, расположенный на правом берегу Днепра (хотя он и не был впоследствии возвращён Речи Посполитой).

Незадолго до перемирия в Малороссии возник еще один гетман. Часть казацких старшин Правобережной Малороссии в 1665 году в противовес Брюховецкому провозгласила гетманом Петра Дорошенку, выступавшего за создание независимого от России и Польши государства. Впрочем, Брюховецкий тоже недолго был верен союзу с Россией, обратившись за помощью к крымскому хану, за что был убит казаками. Следующим гетманом стал Демьян Многогрешный, а с 1672 года Самойлович. В это время турки с крымскими татарами и примкнувшим к ним Дорошенко воевали с Речью Посполитой. В результате этой войны часть Правобережной Малороссии отошла к туркам, а гетман Дорошенко стал вассалом турецкого султана. После того как русские войска начали военные действия с турками (русско-крымско-турецкая война 1677-1681 годов), Дорошенко сдался русским войскам и гетманом Левобережной и Правобережной Малороссии стал Самойлович. В ответ на это турки предприняли политическую авантюру, провозгласив гетманом Юрия Хмельницкого, но вскоре разочаровались в нём и, пользуясь случаем, казнили. Турки по окончании войны не смогли долго удержаться на Правобережье Днепра, но борьба за освобождении Малороссии завершена не была.

В 1686 году Россия заключила «вечный мир» с Польшей, в соответствии с которым Киев окончательно отходил к России. В 1687 году по обложному обвинению И.С. Мазепы гетман Самойлович был сослан, а гетманом стал Мазепа. Во время русско-шведской войны уже в эпоху Петра I Мазепа также предал Россию, вступив в сговор с Карлом XII, однако, не будучи поддержан малороссами (за ним пошли лишь его охрана и запорожцы), сошёл с политической арены.

Ставшие постоянными измены гетманов и казачьей верхушки, споры в её среде между различными претендентами на гетманскую булаву, а также её конфликты с широкими слоями народа являлись постоянными факторами политической жизни Малороссии того времени. Интересы казачьей верхушки в движении Богдана Хмельницкого были в значительной степени противоположны чаяньям и стремлениям большинства малороссов, стремящихся покончить с польско-еврейским гнётом. Как отмечает Н.И. Ульянов: «Те же, кто руководили восстанием, преследовали не народные, а свои узко-кастовые цели. Они беззастенчиво предавали народные и национальные интересы, а к религиозным были достаточно равнодушны.».[1]

Казацкая верхушка (старшина) хотела жить в составе Речи Посполитой, стать магнатами, приобрести статус и права польской шляхты. Именно поэтому она активно интриговала, предавала, воевала на стороне интервентов, всячески очерняла, используя ошибки московских чиновников и воевод, идею союза с Россией, охотно откликаясь на пропаганду украинского сепаратизма со стороны польских интеллектуалов.

Одновременно, не рискуя открыто мешать процессу воссоединения Малороссии с Россией, казачья старшина стремилась сохранить свои привилегии и упрочить свои позиции в Малороссии. Ведь в результате восстания Хмельницкий она заняли в Малороссии господствующее положение. «Из предводителя войска он сделался правителем страны»; «гетман и старшина, распоряжаясь, как полные хозяева, приобрели необычайный вкус к власти и обогащению - собирали налоги со всех слоёв населения в свою пользу, судили, издавали общеобязательные приказы. Казачьи учреждения присвоили себе характер ведомств верховной власти». «Что же до русского царя, то его административный аппарат, попросту, не был допущен в Малороссию до самого XVIII века. Власть ...оказалась узурпированной казаками».[2]

Но, несмотря на это, сепаратистские настроения казачьей верхушки не смогли преодолеть волю народа Малороссии. Все далеко идущие, прагматические планы предателей-гетманов и старшин, а также зарубежной дипломатии и разведки не достигли цели. Тяга простого народа к России, его симпатии к ней и антипатия к Польше предопределили последующий ход событий. Правобережная Малороссия, испытав на себе эпоху турецкого гнёта и продолжительных войн на её территории, воссоединилась с Россией вместе с Волынью и Подолией в 1793 году в результате второго раздела Польши. К этому времени, впрочем, казачий сепаратизм в значительной степени сошёл на нет, в связи с упразднением Екатериной II самого института гетманства[3] и ликвидацией Запорожской Сечи (1775 год).

На так называемые разделы Польши Россия пошла, дабы не допустить дальнейшего усиления Австрии и Пруссии, готовящихся к поглощению политически нестабильного, раздираемого внутренними противоречиями Польского государства и захвату его территорий. Сама Польша, как буферное государство, вполне устраивала русское правительство. Но оно не могло остановить окончательную деградацию польской государственности и обеспечить установление в Польше лояльного к России политического режима. Власть короля в Польше, даже устраивающего Россию, была номинальной. Сейм, внутри которого постоянно боролись различные группировки и решения которого периодически срывались правом «либерум вето» одного депутата, был не в состоянии обеспечить стабильности. Шляхта не изменила присущего ей образа жизни. Русское православное население на территориях исторической России в составе Польского государства находилось под жестоким социально-экономическим, национально-религиозным гнётом со стороны шляхты и католического духовенства, активно окатоличивалось, ополячивалось, «украинизировалось». В отсутствие каких-либо православных русских учебных заведений в Речи Посполитой, окатоличенной малороссийской и белорусской аристократии, противодействовать этому натиску было очень сложно.

К этому времени, Австрия в одностороннем порядке начала потихоньку прибирать исконно русские земли в составе Польского государства (прежде всего Галицию). Пруссия готовилась последовать её примеру. Россия, дабы не допустить возможного захвата других русских земель с русским населением в составе Польши, тоже участвовала в процессе раздела Польши. По результатам трёх разделов Польши в состав Российского государства были возвращены все земли Малороссии, за исключением Галиции и Буковины; земли Белой Руси, за исключением Белостока, в том числе и Латгалия; ряд литовских земель. Польские земли с польским населением и а часть литовских земель поделили между собой Пруссия и Австрия.

При первом разделе Польши (1772 года) России отошли всё Подвинье и часть Верхнего Поднепровья, Латгалия, районы Витебска, Полоцка и Мстиславля, часть Минского и часть литовских земель. За Австрией закреплялась Галиция (Червонная Русь). По второму разделу Польши (1793 года) России отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Малороссия, Волынь и Подолия, восточная часть Полесья. По третьему разделу Польши (1795 года), после чего Польское государство прекратило существовать, к России отошли Западная Волынь, белорусские и малороссийские земли к востоку от Буга по линии Немиров-Гродно. Возвращенные в состав России её исторические территории стали Волынской, Виленской, Минской, Могилевской, Псковской, Гродненской, Витебской, Курляндской губерниями.

 

Картинка 1 из 5248

Схема раздела Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией в XVIII веке

 

К сожалению, на возвращённых русских землях сохранилось господство польской, а также окатоличенной и полонизированной малороссийской и белорусской знати. Именно в этот период, благодаря активной деятельности польских интеллектуалов, сперва в Правобережной, а затем и в Левобережной Малороссии началась активная пропаганда украинства, чему русская власть до царствования Николая I не препятствовала. Более того, под влиянием князя Чарторыйского император Александр I фактически закрепил за польскими панами, униатским и католическим духовенством руководящее положение в этих землях. В Правобережной Малороссии и Белоруссии превалировал польский язык, была оставлена без изменения и пользовалась поддержкой власти система польских, католических и униатских учебных заведений: университетов, лицеев, училищ и школ. Посредством этих учреждений осуществлялась активная пропаганда русофобских идей, направленных против русской государственности, православия, русского языка и культуры, что создавало искусственные этносы - украинцев и белорусов. Следствием чего явилось участие части населения этих земель в восстаниях против России.

Ситуация изменилась лишь в царствование Николая I, наученного горьким опытом Польских восстаний. В 30-х годах XIX века на этих землях, наконец-то, вводится обязательное изучение русского языка, закрываются Виленский университет и лицей в Кременце - центрах русофобии, другие лицеи, пансионаты, училища и школы, управлением которых ведали католики или униаты. Создаются русские школы, гимназии, православные семинарии, в Киеве - русский университет св. Владимира.

Меры эти в силу их бессистемности, фрагментарности и недостаточной последовательности, однако, значительно запоздали. У определённой части русского населения Малороссии и Белоруссии, оторванной от своих этнических, духовных корней и культуры, к сожалению, сформировался основанный на русофобии своеобразный стереотип поведения. Польские интеллектуалы посредством различных кружков (например, Кирилло-Мефодиевского братства) стали активно формировать русофобскую элиту, придумывать «украинскую» историю, конструировать язык, литературу (Н.И. Гулак, Н.И. Костомаров, П.А. Кулиш, Т.Г. Шевченко и др.). Участники этих кружков одновременно и, как правило, активно участвовали в антиправительственной деятельности, находя себе союзников в различных антирусских зарубежных и деструктивных силах.

В чём-то схожие процессы можно было наблюдать и в Белой Руси, хотя ситуация там существенно отличалась от Малороссии, Галиции и Буковины, что было связано с некоторыми историческими особенностями развития Белой Руси. Но как возникло название Белая Русь?

Следует отметить, что его происхождение до настоящего времени достоверно не выяснено. Можно встретить несколько версий. В соответствии с одной из наиболее популярных (А.А. Потебня), Белая Русь - наименование русских земель, не зависящих ни от власти монголов, ни от власти литовских князей. Другая распространенная версия связывает этимологию этого названия с цветом одежд и волос населяющих их жителей (В. Татищев). В представлении Н.М. Карамзина была «Белая» означала - «Великую», «Древнюю» Русь. Но, как бы там ни было, исторически ее территория, конечно же, не соотносится с территорией современной Белоруссии, и в разное время включала в себя земли Чёрной Руси, Полесья, Полоцкого и Смоленского княжеств, Витебскую и Берестийскую земли, Латгалию.

В домонгольской период название Белая Русь относилась к территории Полоцкого княжества - одного из основных городов-крепостей Белой Руси, хотя уже в XIII веке значительная часть полоцких земель отошла к смоленским князьям или была утрачена. Из Полоцкого княжества - центра Белой Руси - православие и блага цивилизации были привнесены в Прибалтику, большая часть которой с XI века находилась в составе Полоцкого княжества. В частности, в его состав входила Латгалия (все три княжества - Герцике, Талава, Кокнесе с населявшими её латгальцами), а также другие прибалтийские земли и этносы. Были основаны первые русские города - Юрьев (Тарту) (1030 год) и Ругодив (Нарва) (1171). Благодаря действиям и под влиянием белорусов постепенно началась христианизация Литвы. Белая Русь, по-видимому, сперва соседствовала, а затем и вобрала в себя Чёрную Русь - территорию Городненского княжества в районе Поднеманья (XII век) с городами Гродно, Слоним, Несвиж и другими. После упадка полоцкого и смоленского княжеств, земли Белой Руси вошли в состав Великого княжества Русского и Литовского, а потом и в состав Речи Посполитой.

Судьба земель Белой Руси была различной. Смоленщина в результате войны 1512-1522 годов с Великим княжеством в 1514 году была присоединена к Московскому государству. В Смутное время Смоленск был снова захвачен поляками. В 1632-1634 годах Россия пыталась воспользоваться обострением польско-турецких отношений и начавшейся Тридцатилетней войной в Европе, и вела неудачную войну за возвращение Смоленска. Но только в 1654 году Смоленск удалось вернуть окончательно. Остальные земли Белой Руси воссоединились с Россией после разделов Польши, войдя в состав Северо-Западного края империи.

Отличительной особенностью пребывания земель Белой Руси в составе Речи Посполитой, являлось то, что в отличие от Малороссии, граничившей с Диким Полем, в ней, фактически, не имелось реальной воинской силы, которая была у малороссов в лице казаков, способной с оружием в руках защищать православие и противодействовать полонизации и окатоличиванию русских жителей. С существованием казаков в Малороссии, поляки в условиях непрекращающегося внешнего давления вынуждены были смириться. В Белой Руси аналогов феномену казачества не было, как и не было столь значимого интеллектуального и финансово-ремесленного влияния различных православных братств. В отсутствие своей знати, белороссы подверглись такому мощному национально-религиозному, социально-экономическому гнету, что часть из них впоследствии не знала как себя идентифицировать. При ряде ревизий, проводившихся русским правительством во второй половине XIX века для сбора податей и налогов, многие белороссы на вопрос о национальности отвечали чиновникам, что они - «тутэйшие», т.е. здешние, затрудняясь назвать себя русскими. Хотя большая часть белороссов не ополячилась и не перешла в разряд второсортных «костельских поляков» (полонизированных и окатоличенных белороссов), которых так высокомерно прозвали сами поляки, вынужденные мириться с совместным местонахождением и времяпровождением с ними во время служб в костелах.

Между тем, одной из главных особенностей развития Белороссии является то, что в отличие от Правобережной Малороссии, Галиции и Буковины, польским интеллектуалам-«конструкторам» «белорусской» нации не удалось навязать белороссам схожий с «украинским» литературный и политический язык-«новояз», как и сконструировать искусственный народ на манер «украинцев». «Новояз» белороссы не восприняли - и он остался «мёртвым» конструктом - белороссы говорят на различных диалектах русского языка. «Белорусскими националистами» стали только русофобствующие «костельские поляки».

Иная ситуация сложилась с Латгалией. В 1208 году крестоносцы захватили Герцике, прогнав оттуда полочан. В 1224 году крестоносцы захватили Талаву, Кокнесе, оккупировав всю территорию Латгалии и она почти на три столетия оказалась под властью Ливонского Ордена. В 1561 году на основании договора между Ливонским орденом и Речью Посполитой Латгалия отошла к Речи Посполитой, войдя в состав Задвинского герцогства, а латгалы, к тому моменту принявшие католичество, как самобытный этнос, а не часть «латвийской нации» (ведь латыши, в то время и в настоящее по большей части по вероисповеданию - протестанты) пребывали в составе Речи Посполитой до 1772 года (Первого раздела Польши). После чего, как бывшая территория Белой Руси, наряду с другими белорусскими областями, Латгалия (на территории, которой помимо латгальцев проживало значительное количество русского населения) до 1917 года административно вошла в состав Витебской губернии.

 

[1] Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М. «Индрик», 1996, С. 6

[2] Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М. «Индрик», 1996, С. 48-49.

[3] После предательства Мазепы процесс избрания новых гетманов был взят под жесткий контроль русского правительства. Кандидатура гетмана должна была быть в обязательном порядке утверждена императором. После Мазепы с 1708 по 1722 годы гетманом был Иван Скорападский; затем на протяжении двух лет с 1722 до 1724 года (момента его ареста по приказу Петра I) - Павел Полуботок. С 1724 по 1727 годы в отсутствии гетмана Малороссией управляла Первая Малороссийская коллегия. С 1727 года до смерти в 1734 году гетманом был Данил Апостол. С 1734 по 1750 годы Малороссией управляла Вторая Малороссийская коллегия; пока императрица Елизавета I не назначила последним малороссийским гетманом брата своего фаворита Кирилла Разумовского (который гетманствовал с 1750 по 1763 годы.). После «добровольного», под нажимом Екатерины II, сложения с себя К. Разумовским полномочий гетмана, Малороссией стала управлять Третья Малороссийская коллегия.

 

Русская народная линия, 25.11.2010, 27.11.2010

Иллюстрации Золотого льва по материалам Рунета



[1] Приводится с изменениями. (Здесь и далее сноски ред. ЗЛ).

[2] «Украинцы» или «малороссы» как этнос являются мистификацией. Речь идет о русском населении юго-западного края Государства Российского, своеобразный говор которого, помимо чисто географических причин, обусловлен также продолжительным пребыванием (XV-XX вв.) в составе католических польского и австрийского государств.

[3] Автор приводит общепринятое, но неточное название княжества. Полное название: Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных. Примерно на 80-90% оно состояло из русских земель и было населено русскими.

[4] Следует различать термины литовцы и литвины. Литвинами было принято называть русских жителей западнорусских земель (т.н. белорусов), оказавшихся после татаро-монгольского нашествия в составе Русско-Литовского великого княжества.

[5] Автор именует «византийским» Восточно-Римскую империю.