Реклама:
Номер 177-178
подписан в печать 15.12.2008
Владимир ОВЧИНСКИЙ,

Журнал «Золотой Лев» № 177-178 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.С. Овчинский,

советник Конституционного Суда РФ, д.ю.н.

 

Коррупция вывезла из РФ более $500 миллиардов[1]

Возвращение блудных активов — задача дня

 

 

Операция “Злоумышленная ипотека”

 

Как известно, мировой финансовый кризис начался в середине 2007 года с ипотечного кризиса на американском рынке. Банки выдали слишком много высокорисковых кредитов. “Эпидемия неплатежей” по ним привела к списанию банками и инвестиционными компаниями всего мира активов на миллиарды долларов. И именно она, по заключению Федерального бюро расследований (ФБР) США, была во многом связана с волной мошеннических и коррупционных преступлений с ипотекой и корпоративными ценными бумагами — деривативами (виртуальными деньгами). Не случайно ФБР с момента первых проявлений кризиса приступило к подготовке операции “Злоумышленная ипотека”.

Операция проходила в США с 1 марта по 18 июня 2008 года. В результате ее 406 американцам предъявлены обвинения в мошенничестве, ущерб от которого оценивается в миллиард долларов. Арестованы два бывших менеджера пятого по величине в Соединенных Штатах инвестиционного банка Bear Stearns (минувшей весной он на грани разорения был куплен банком J.P. Morgan). Их мошеннические действия, по мнению следствия, привели к банкротству находившихся в их управлении хеджевых фондов. Ожидаются и новые аресты.

Специальные мероприятия и операции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью необходимы и для блокирования кризиса у нас в стране. Главным инструментом противодействия финансовым мошенникам и коррупционерам в США является поиск, арест, конфискация похищенных активов и возвращение их обратно в Америку, если эти активы выведены и отмыты за рубежом (как правило, в офшорных “гаванях”). Чего, кстати, требуют и ратифицированные Россией Конвенции ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности. Но именно эти важнейшие инструменты у нас практически не работают. По сути, не учитывает их и пакет законопроектов по борьбе с коррупцией, который рассматривается в Госдуме.

 

Откуда берутся миллионеры

 

Тема возвращения похищенных активов совсем не затрагивалась на прошедших коллегиях МВД и Генпрокуратуры, обсуждавших итоги работы за 2007 год. А ведь это одна из самых актуальных для России проблем в борьбе с преступностью и коррупцией. Например, заместитель постпреда РФ при ООН Илья Рогачев, глава делегации РФ в работе над Конвенцией ООН, сообщил, что из России выведено средств, полученных преступным путем, в объеме 200 миллиардов долларов. Думается, что реальная сумма гораздо масштабнее — не менее 500 миллиардов долларов.

Сейчас в РФ официально насчитывается 131 тысяча миллионеров и 110 миллиардеров. Но это те, доходы которых прозрачны. “Forbes” вообще включает в свои рейтинги только “чистых” бизнесменов. Реальное число подпольных миллионеров гораздо больше. Можно судить хотя бы по тому, что в 1995 году за границу из России выехало всего 2,5 миллиона человек, а в 2007 году, по разным оценкам, уже 8,7 миллиона. Причем зарубежные СМИ отмечают, что если десять лет назад основная часть русских селилась в 3- и 4-звездочных отелях, то теперь это — 5-звездочные и класса “люкс”. Во всяком случае, их выбирают 7 миллионов из 8,7 миллиона “руссо туристо”.

О явной заниженности цифры 131 тысяча миллионеров говорит и то, что на начало нынешнего года только в Лондоне, по данным британских СМИ, более 300 тысяч(!) с паспортами РФ приобрели дорогостоящую собственность от 1 миллиона фунтов стерлингов и выше.

300 тысяч русских миллионеров — это больше населения среднего английского города вроде Лейчестера. Настоящих, чистой пробы богачей. Не случайно столицу Британии местные журналисты называют Лондонградом.

Конечно, не вся их собственность куплена на коррупционные и похищенные средства. Но о том, что много недвижимости и за рубежом, и в России приобретается именно на ворованные деньги, говорят простые расчеты. По данным журнала “Forbes”, высокооплачиваемый российский менеджер крупной бизнес-компании с ежегодным окладом в 100 тысяч евро после выплаты 13 процентов подоходного налога получит на руки 87 тысяч евро. Еще около 2,5 тысячи евро доплатит государству работодатель — затраты на единый социальный налог и отчисления на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование. Около 50 тысяч евро в год он потратит на обеспечение жизнедеятельности своей семьи (питание, одежда, учеба детей в престижных вузах и лицеях, отдых). Остается около 30 тысяч евро.

Чтобы купить скромный особняк на Рублевке за 3 миллиона евро, ему надо работать 100 лет. Но он обзаводится им через год-два после начала бизнес-деятельности.

 

Возвращение активов

 

Иными словами, теневая экономика в последние годы продолжала бурно развиваться, не входя ни в какие статистические сводки и отчеты Правительства. Если же и входила, то несоизмеримо с ее реальными масштабами. Важно и то, что коррупция и теневая экономика усиливают синергетический эффект (возрастание негативных социальных последствий в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) нынешнего кризиса.

Мировая антикоррупционная стратегия строится именно на развитии института возвращения активов. Эксперты “Группы восьми” (неофициальный форум лидеров России, США, Великобритании, Франции, Японии, Германии, Канады, Италии), а также Евросоюза подготовили сводную информацию о принципах и вариантах отчуждения и перевода конфискованных доходов от коррупции в особо крупных размерах, а также об оптимальной практике распоряжения арестованными активами. В 2007 году было завершено исследование о возвращении активов, полученных должностными лицами, которые не могут быть подвергнуты уголовному преследованию.

В свою очередь, Управление ООН по наркотикам и преступности и Всемирный банк официально объявили 17 сентября 2007 года о начале осуществления Инициативы по возвращению похищенных активов. В том же году стал функционировать Международный центр по возвращению активов при Базельском институте управления, тесно сотрудничающем с вышеупомянутой структурой ООН. В минувшем декабре Совет Евросоюза предписал каждому государству — члену ЕС создать или назначить национальный орган по возвращению активов.

В условиях нарастающего кризиса, чтобы не оказаться в хвосте событий, России необходимо подготовить дополнительный антикоррупционный пакет по борьбе с отмыванием преступных доходов и международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства по возвращению активов.

Потребуется изменение правового понятия “отмывание (легализация)” денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, которое сформулировано и в Уголовном кодексе, и в российском Законе о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По совершенно “непонятным” причинам из числа преступлений, в отношении которых применяется институт борьбы с отмыванием, исключены все уголовно наказуемые виды уклонения от налогов и таможенных платежей, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Между тем международная практика идет совсем другим путем. Так, Нидерланды, Соединенные Штаты, Финляндия и Швеция применяют “всеобъемлющий подход”, в соответствии с которым действие законодательства о борьбе с отмыванием денег распространяется на любые полученные нечестным путем доходы.

 

Апология конфискации

 

Поиск и возвращение похищенных активов крайне затруднены в условиях ликвидации (в 2003 году) конфискации вообще как вида уголовного наказания. Причем это произошло в противовес конвенциям, подписанным и ратифицированным Россией.

Усеченное восстановление конфискации в 2006 году как некой “иной меры уголовно-правового характера” лишь по нескольким составам преступлений (среди них нет ни мошенничества, ни налоговых преступлений как отмывания преступных доходов, то есть тех правонарушений, которые и наносят самый большой ущерб) не позволяет в полном объеме бороться с мафией и коррупцией, затрудняет возмещение колоссального ущерба от экономической преступности.

В 2007 году ущерб по оконченным и приостановленным уголовным делам, связанным с коррупцией, составил 5632 миллиона рублей. А общий объем имущества, на которое наложен арест в целях возможной конфискации, оценен в 608 тысяч рублей. Иными словами, урон в 9,3 тысячи раз больше возможной компенсации(!). Комментариев не требуется.

Укажем еще один аспект. Без конфискации как вида уголовного наказания стало практически невозможно осуществлять международное сотрудничество в деле розыска, ареста и возвращения в страну похищенных активов. Поэтому после 2003 года таких запросов были единицы, а возвратов вообще не зафиксировано.

В бытность моей работы в российском бюро Интерпола (в 1997—1999 годах) совместно с Генпрокуратурой и Следственным комитетом МВД ежегодно удавалось возвращать в страну по несколько миллионов долларов по конкретным уголовным делам. Но каждый раз зарубежные суды требовали от России подтверждения, что эти средства могут быть конфискованы в качестве наказания преступников. Теперь такого подтверждения дать нельзя.

Восстановление положения о конфискации имущества как вида наказания в Уголовном кодексе, новая редакция статей УК о борьбе с легализацией преступных доходов (без всяких ограничений), встраивание современных международно-правовых механизмов возвращения активов в Уголовно-процессуальный кодекс РФ — одна из важнейших политических и правовых задач по усилению борьбы с коррупцией и преступностью в условиях кризиса.

 

РФС, 22/2008



[1] Заглавие дано редакцией «Золотого льва».