Журнал «Золотой Лев» № 177-178 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
Возвращение блудных активов — задача дня
Операция
“Злоумышленная ипотека”
Как известно, мировой финансовый
кризис начался в середине 2007 года с ипотечного кризиса на американском рынке.
Банки выдали слишком много высокорисковых кредитов. “Эпидемия неплатежей” по
ним привела к списанию банками и инвестиционными компаниями всего мира активов
на миллиарды долларов. И именно она, по заключению Федерального бюро
расследований (ФБР) США, была во многом связана с волной мошеннических и
коррупционных преступлений с ипотекой и корпоративными ценными бумагами — деривативами
(виртуальными деньгами). Не случайно ФБР с момента первых проявлений кризиса
приступило к подготовке операции “Злоумышленная ипотека”.
Операция проходила в США с 1 марта
по 18 июня 2008 года. В результате ее 406 американцам предъявлены обвинения в
мошенничестве, ущерб от которого оценивается в миллиард долларов. Арестованы
два бывших менеджера пятого по величине в Соединенных Штатах инвестиционного
банка Bear Stearns (минувшей весной он на грани разорения был куплен банком
J.P. Morgan). Их мошеннические действия, по мнению следствия, привели к банкротству
находившихся в их управлении хеджевых фондов. Ожидаются и новые аресты.
Специальные мероприятия и операции
по борьбе с коррупцией и организованной преступностью необходимы и для
блокирования кризиса у нас в стране. Главным инструментом противодействия
финансовым мошенникам и коррупционерам в США является поиск, арест, конфискация
похищенных активов и возвращение их обратно в Америку, если эти активы выведены
и отмыты за рубежом (как правило, в офшорных “гаванях”). Чего, кстати, требуют
и ратифицированные Россией Конвенции ООН против коррупции и транснациональной организованной
преступности. Но именно эти важнейшие инструменты у нас практически не
работают. По сути, не учитывает их и пакет законопроектов по борьбе с
коррупцией, который рассматривается в Госдуме.
Откуда
берутся миллионеры
Тема возвращения похищенных активов
совсем не затрагивалась на прошедших коллегиях МВД и Генпрокуратуры,
обсуждавших итоги работы за 2007 год. А ведь это одна из самых актуальных для
России проблем в борьбе с преступностью и коррупцией. Например, заместитель
постпреда РФ при ООН Илья Рогачев, глава делегации РФ в работе над Конвенцией
ООН, сообщил, что из России выведено средств, полученных преступным путем, в
объеме 200 миллиардов долларов. Думается, что реальная сумма гораздо масштабнее
— не менее 500 миллиардов долларов.
Сейчас в РФ официально насчитывается
131 тысяча миллионеров и 110 миллиардеров. Но это те, доходы которых прозрачны.
“Forbes” вообще включает в свои рейтинги только “чистых” бизнесменов. Реальное
число подпольных миллионеров гораздо больше. Можно судить хотя бы по тому, что
в 1995 году за границу из России выехало всего 2,5 миллиона человек, а в 2007
году, по разным оценкам, уже 8,7 миллиона. Причем зарубежные СМИ отмечают, что
если десять лет назад основная часть русских селилась в 3- и 4-звездочных
отелях, то теперь это — 5-звездочные и класса “люкс”. Во всяком случае, их выбирают
7 миллионов из 8,7 миллиона “руссо туристо”.
О явной заниженности цифры 131
тысяча миллионеров говорит и то, что на начало нынешнего года только в Лондоне,
по данным британских СМИ, более 300 тысяч(!) с паспортами РФ приобрели дорогостоящую
собственность от 1 миллиона фунтов стерлингов и выше.
300 тысяч русских миллионеров — это
больше населения среднего английского города вроде Лейчестера. Настоящих,
чистой пробы богачей. Не случайно столицу Британии местные журналисты называют
Лондонградом.
Конечно, не вся их собственность
куплена на коррупционные и похищенные средства. Но о том, что много
недвижимости и за рубежом, и в России приобретается именно на ворованные
деньги, говорят простые расчеты. По данным журнала “Forbes”, высокооплачиваемый
российский менеджер крупной бизнес-компании с ежегодным окладом в 100 тысяч
евро после выплаты 13 процентов подоходного налога получит на руки 87 тысяч
евро. Еще около 2,5 тысячи евро доплатит государству работодатель — затраты на
единый социальный налог и отчисления на обязательное медицинское, пенсионное и
социальное страхование. Около 50 тысяч евро в год он потратит на обеспечение
жизнедеятельности своей семьи (питание, одежда, учеба детей в престижных вузах
и лицеях, отдых). Остается около 30 тысяч евро.
Чтобы купить скромный особняк на
Рублевке за 3 миллиона евро, ему надо работать 100 лет. Но он обзаводится им
через год-два после начала бизнес-деятельности.
Возвращение
активов
Иными словами, теневая экономика в
последние годы продолжала бурно развиваться, не входя ни в какие статистические
сводки и отчеты Правительства. Если же и входила, то несоизмеримо с ее
реальными масштабами. Важно и то, что коррупция и теневая экономика усиливают
синергетический эффект (возрастание негативных социальных последствий в результате
интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) нынешнего кризиса.
Мировая антикоррупционная стратегия
строится именно на развитии института возвращения активов. Эксперты “Группы
восьми” (неофициальный форум лидеров России, США, Великобритании, Франции,
Японии, Германии, Канады, Италии), а также Евросоюза подготовили сводную
информацию о принципах и вариантах отчуждения и перевода конфискованных доходов
от коррупции в особо крупных размерах, а также об оптимальной практике
распоряжения арестованными активами. В 2007 году было завершено исследование о
возвращении активов, полученных должностными лицами, которые не могут быть
подвергнуты уголовному преследованию.
В свою очередь, Управление ООН по
наркотикам и преступности и Всемирный банк официально объявили 17 сентября 2007
года о начале осуществления Инициативы по возвращению похищенных активов. В том
же году стал функционировать Международный центр по возвращению активов при
Базельском институте управления, тесно сотрудничающем с вышеупомянутой
структурой ООН. В минувшем декабре Совет Евросоюза предписал каждому
государству — члену ЕС создать или назначить национальный орган по возвращению
активов.
В условиях нарастающего кризиса,
чтобы не оказаться в хвосте событий, России необходимо подготовить
дополнительный антикоррупционный пакет по борьбе с отмыванием преступных
доходов и международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства по
возвращению активов.
Потребуется изменение правового
понятия “отмывание (легализация)” денежных средств или иного имущества,
приобретенного преступным путем, которое сформулировано и в Уголовном кодексе,
и в российском Законе о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По совершенно “непонятным”
причинам из числа преступлений, в отношении которых применяется институт борьбы
с отмыванием, исключены все уголовно наказуемые виды уклонения от налогов и
таможенных платежей, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной
валюте.
Между тем международная практика
идет совсем другим путем. Так, Нидерланды, Соединенные Штаты, Финляндия и
Швеция применяют “всеобъемлющий подход”, в соответствии с которым действие
законодательства о борьбе с отмыванием денег распространяется на любые
полученные нечестным путем доходы.
Апология
конфискации
Поиск и возвращение похищенных
активов крайне затруднены в условиях ликвидации (в 2003 году) конфискации
вообще как вида уголовного наказания. Причем это произошло в противовес
конвенциям, подписанным и ратифицированным Россией.
Усеченное восстановление конфискации
в 2006 году как некой “иной меры уголовно-правового характера” лишь по
нескольким составам преступлений (среди них нет ни мошенничества, ни налоговых
преступлений как отмывания преступных доходов, то есть тех правонарушений,
которые и наносят самый большой ущерб) не позволяет в полном объеме бороться с
мафией и коррупцией, затрудняет возмещение колоссального ущерба от экономической
преступности.
В 2007 году ущерб по оконченным и
приостановленным уголовным делам, связанным с коррупцией, составил 5632
миллиона рублей. А общий объем имущества, на которое наложен арест в целях
возможной конфискации, оценен в 608 тысяч рублей. Иными словами, урон в 9,3
тысячи раз больше возможной компенсации(!). Комментариев не требуется.
Укажем еще один аспект. Без
конфискации как вида уголовного наказания стало практически невозможно
осуществлять международное сотрудничество в деле розыска, ареста и возвращения
в страну похищенных активов. Поэтому после 2003 года таких запросов были
единицы, а возвратов вообще не зафиксировано.
В бытность моей работы в российском
бюро Интерпола (в 1997—1999 годах) совместно с Генпрокуратурой и Следственным
комитетом МВД ежегодно удавалось возвращать в страну по несколько миллионов
долларов по конкретным уголовным делам. Но каждый раз зарубежные суды требовали
от России подтверждения, что эти средства могут быть конфискованы в качестве
наказания преступников. Теперь такого подтверждения дать нельзя.
Восстановление положения о конфискации имущества как вида
наказания в Уголовном кодексе, новая редакция статей УК о борьбе с легализацией
преступных доходов (без всяких ограничений), встраивание современных
международно-правовых механизмов возвращения активов в Уголовно-процессуальный
кодекс РФ — одна из важнейших политических и правовых задач по усилению борьбы
с коррупцией и преступностью в условиях кризиса.
РФС, 22/2008