Реклама:
Номер 179-180
подписан в печать 01.01.2009
К

Журнал «Золотой Лев» № 179-180 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

К.В. Сивков

первый вице-президент Академии геополитических проблем,

доктор военных наук, капитан 1-го ранга

 

Сокрушительная реформа

 

sivkov.jpg

 

В ближайшее время Россия может лишиться боеспособной армии.«Реформа» Вооруженных сил приобрела в России непрерывный характер. Она идет уже почти  20 лет. Каждый новый министр обороны и начальник Генерального штаба, заняв кресло, объявляет реформу на свой лад. Но одно во всех этих 20-летних реформах не меняется - основной целью всегда ставится сокращение расходов на оборону (что особенно актуально на фоне растущих доходов олигархии РФ). При этом утверждения верхушки РФ об «укреплении обороноспособности» страны играют роль «ритуальных песнопений»: даже обыватели отлично понимают, что, сокращая расходы на оборону, повысить безопасность страны невозможно.

Между тем объявленная в 2008 году реформа превосходит по степени сокрушительности все предыдущие, включая ельцинский погром Вооруженных сил. Остановлюсь лишь на тех ее аспектах, которые имеют решающее значение для боеспособности ВС РФ, а именно:

1. Полное сокращение соединений и частей кадра с сохранением в составе ВС РФ только частей и соединений постоянной готовности (ПГ).

2. Сокращение почти в 2,5 раза офицерского корпуса ВС РФ с ликвидацией института мичманов и прапорщиков.

3. Перевод абсолютного большинства офицерских должностей в органах управления, соединениях и частях тыла ВС в гражданские, с внедрением коммерческих организаций в систему тылового обеспечения.

4. Реорганизация системы военного образования с сокращением числа учебных заведений с 65 до 10 учебных центров.

5. Переход от дивизионно-полковой системы на бригадную.

Меж тем уровень опасности для России нарастает.

Судя по мировому опыту, военный конфликт может требовать для его успешного ведения войск численностью от 40 до 100 тыс. человек. Локальная война требует создания группировки численностью от 500 тыс. человек до одного миллиона. Как правило, развитым странам мира для ведения вооруженного конфликта резервистов призывать не приходится. А вот для локальных войн практически всегда приходилось проводить частичное мобилизационное развертывания вооруженных сил. Например, для войны против Ирака (классическая локальная война) США пришлось призвать от 300 до 500 тыс. резервистов.

Соответственно и Вооруженные силы РФ, с учетом высокой вероятности втягивания России в военный конфликт или локальную войну, должны быть способны быстро создавать такие группировки, оснащенные вооружением и военной техникой и имеющие достаточное материальное обеспечение.

Сегодня, по оценкам экспертов, наши Вооруженные силы способны вести лишь одну локальную войну, ибо даже нынешняя, еще  не «дореформированная» до конца армия не может создать более 500-тысячной - миллионной группировки при полном мобилизационном развертывании.

А что нас ждет в случае реализации одного из краеугольных элементов реформы - полного сокращения соединений и частей кадра с сохранением только частей и соединений постоянной готовности. Затронет это главным образом Сухопутные войска, поэтому и рассматривать будем именно их.

По словам начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Макарова, сегодня количество частей постоянной готовности составляет только 20% от общего числа боевых частей ВС РФ. Остальные - соединения и части кадра. По замыслу «реформаторов» сокращение этих формирований, представляющих «штабы и склады», позволит высвободить значительные средства для содержания и перевооружения боеспособных частей постоянной готовности, тем самым якобы повысить боеспособность ВС РФ и главное - сократить затраты на их содержание. При этом численность ВС РФ должна быть сокращена на 340 тыс. человек - до 1 млн человек.

При такой общей численности Вооруженных сил РФ в составе Сухопутных войск не может быть более 300-350 тыс. человек. Из них не более 150-180 тыс. могут составить боевые соединения и части, то есть 12-16 расчетных дивизий - по 3000-4000 км сухопутной государственной границы на дивизию.

При отсутствии базы мобилизационного развертывания этот состав Сухопутных войск в лучшем случае, оголив все остальные направления, сможет сформировать группировку не более 100 тыс. человек - на один вооруженный конфликт. Создать группировку, достаточную для ведения локальной войны, будет невозможно в принципе, ибо общая численность Вооруженных сил будет составлять 1 млн человек, а формировать группировку в 500 тыс. - 1 млн человек будет просто не из кого. Имеющихся в стране резервистов призывать будет бессмысленно - для них не будет ни исправного вооружения и военной техники, ни материально-технических запасов, ни ядра для их организации в боеспособные части и соединения.

Между тем сам факт того, что у нас только 20% частей ПГ означает, что при полном мобилизационном развертывании Россия может быстро нарастить количество боеспособных частей в 5 раз. И при наличии такого числа соединений кадра Сухопутные войска России смогли бы сформировать группировку, достаточную для ведения локальной войны.

Что такое часть (соединение) кадра? Это от 1 до 3 тыс. человек личного состава, на которых возложено поддержание в исправном состоянии и охрана комплекта вооружения и военной техники, неснижаемых запасов на полностью развернутую часть (соединение). В случае дивизии это от 3 до 5 тыс. единиц только тяжелой техники, тысячи тонн запасов материально-технических средств, которые надо охранять от разграбления и поддерживать в исправном состоянии. Кроме того, личный состав части (соединения) кадра выполняет роль оргядра для прибывающего пополнения.

Таким образом, проводя полное уничтожение соединений и частей кадра, руководство РФ уничтожает базу мобилизационного развертывания Вооруженных сил и полностью лишает их способности нейтрализовать силами общего назначения угрозы масштаба «локальная война».

В этом же направлении действует и замысел сокращения почти в 2,5 раза численности офицерского корпуса ВС РФ с ликвидацией института мичманов и прапорщиков. При этом основной удар приходится по старшему офицерскому составу. Судя по открытым данным, число полковников будет сокращено примерно в 5 раз, подполковников - в 4, майоров - в 2,5 раза. Сократится численность и капитанов - в 1,8 раза. Увеличится по 5 тыс. человек только число старших лейтенантов и лейтенантов. То есть выбивается наиболее подготовленная часть офицерского корпуса.

Всего из ВС РФ предполагается уволить более 200 тыс. офицеров, из которых много более половины не выслужили установленных сроков и будут увольняться без надлежащего выходного обеспечения, по сути дела, выбрасываться на улицу.

Между тем увеличенная доля офицерского состава имеется во всех армиях, где предполагается значительное увеличение численности боеспособных частей на военное время. Они составляют кадровый резерв для командного состава и органов управления армии военного времени. Сокращая в таких масштабах офицерский корпус, «реформаторы» уничтожают возможность восстановления базы мобилизационного развертывания ВС РФ.

Другим, не менее серьезным, следствием погрома офицерского корпуса будет утрата командной и штабной школ, сложившихся за века существования нашей армии. Для их восстановления потребуется, как показывает опыт, не менее 20-30 лет. Сегодня у России нет такого времени!

Ликвидация института мичманов и прапорщиков ударит по наиболее подготовленному среднему техническому персоналу ВС РФ, по тем, кто обслуживает наиболее сложную боевую технику, то есть по ядру якобы нежно взращиваемого авторами реформы «контрактного» младшего командного состава. Большинство из них покинет армию, не согласившись с понижением своего статуса. И заменить их будет некому, ни в качестве высококлассных специалистов, ни в качестве инструкторов вновь прибывающего пополнения как по призыву, так и по контракту.

Теперь о переводе большинства офицерских должностей в органах управления, соединениях и частях тыла ВС РФ в гражданские, с активным внедрением в систему тылового обеспечения ВС коммерческих фирм.

Для информации: дивизии в течение трех дней при средней интенсивности боев требуется от 4 до 6 расчетных эшелонов различного снабжения (только снарядов для 300 танков танковой дивизии на три дня надо около полутора расчетных эшелонов). И поставляться они должны из различных частей страны. В зоне боевых действий органам тыла выполнять свои функции придется под огнем противника. Поверить, что с такими задачами справится коммерческая фирма, просто невозможно.

Результатом такой «реформы» будет разгром тыла ВС РФ с утратой боеспособности даже частями постоянной готовности. При этом, как показывает опыт, передача тылового обеспечения армии коммерческим структурам, хотя бы в самой малой части, резко (в разы) увеличивало затраты военного бюджета и на столько же обогащало предпринимателей.

Теперь о реорганизации системы военного образования с сокращением числа учебных заведений с 65 до 10 учебных центров. При этом, судя по словам министра обороны, в рамках этих учебных центров будет осуществляться как первичная подготовка офицеров по всем основным специальностям вида (рода) войск, так и их академическое образование. То есть в таком учебном центре будет объединена видовая академия и основные училища данного вида (рода) войск.

Известно, что основную часть зданий училищ и академий занимают учебные классы и лаборатории, где собраны образцы вооружения и военной техники (именно на них идет подготовка курсантов и слушателей), а также специальное, порой уникальное, оборудование, необходимое для научных исследований, поскольку в ВС РФ любое учебное заведение является и научным центром по профильной проблематике.

При объединении в рамках одного учебного центра задач подготовки офицеров, ранее возлагаемых на специализированные училища и академии, все это оборудование будет необходимо в нем разместить. Для этого потребуются огромные площади для огромного количества порой несовместимого оборудования, не говоря уже о жилье для профессорско-преподавательского состава, обслуживающего персонала, переменного состава и служебных помещений. По сути дела, речь идет о создании десяти огромных военных наукоградов. Откуда в тощем военном бюджете России найдутся средства для такого масштабного проекта?

Поэтому ничего другого не остается, как отказаться от полноценной учебно-методической базы и переходить к обучению курсантов и слушателей, по сути дела, «на пальцах», без отработки на учебных образцах военной техники и вооружения, а также свернуть все научные исследования, требующие натурного моделирования.

Отрыв науки от образования, свертывание нормального обучения будущих офицеров приведет к тому, что эти центры будут выпускать недоучек вместо подготовленных специалистов. Другим результатом «реформы» будет полный разгром научных и учебных школ, которые формировались в академиях и училищах на протяжении нескольких поколений.

Такие учебные центры просто в силу их размеров будут размещаться вне крупных городов. Подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава, прежде всего крупные ученые - доктора и кандидаты наук, откажутся от переезда из крупного города, где они обеспечены жильем. В результате научные и учебные школы военных вузов просто исчезнут. Именно так и произошло с Академией РХБЗ, которую перевели в один из малых подмосковных городков: туда «переехала» только «вывеска», а ученые и преподаватели остались в Москве. Сегодня  такой Академии как реального учебного и научного центра в России нет.

Говоря о переходе с дивизионно-полковой системы на бригадную, следует прежде всего иметь в виду высокую цену такой реорганизации, причем с весьма сомнительными перспективами. Примечательна поспешность, с которой начата эта часть реформы: судя по открытым источникам, уже начато расформирование Кантемировской и Таманской дивизий. Для того чтобы на их основе сформировать бригады и провести их боевое слаживание, потребуется не менее года. Пик «преобразований» приходится на 2009-2010 годы - наиболее опасные с точки зрения нарастания внешних угроз.

Между тем современная дивизия, будучи более мощным военным организмом, предоставляет значительно большие возможности для маневра огневыми средствами и материальными ресурсами, нежели бригада. Вероятно, именно по этой причине США не отказываются от дивизионного звена в структуре своих сухопутных войск и морской пехоты.

А в условиях, когда управление Сухопутными войсками РФ десятилетиями адаптировалось под дивизионно-полковую систему, такое «преобразование» неизбежно вызовет дезорганизацию управления, поскольку, судя по всему, предполагаемые оперативные командования не будут иметь постоянного состава и отработку совместных действий частей и соединений, сводимых в такое командование (даже при наличии ядра, сформированного в мирное время), придется лихорадочно проводить уже в военное время или, поспешно, в угрожаемый период.

И напоследок - о цене «реформы». Только на увольнение той части офицеров, которые имеют право на все льготы, потребуется не менее 100-150 млрд рублей (из 100 тыс. таких офицеров не менее 50% не имеют жилья - им необходимо будет его предоставить).

Многомиллиардных затрат, даже в самом «дешевом» варианте, потребует реформа военного образования. Аналогичные величины потребуются на сокращения частей и соединений. Ведь, судя по открытым данным, количество частей и соединений только в Сухопутных войсках будет сокращено с 1870 до 170, то есть более чем на порядок.

Возникнет проблема хранения и утилизации огромных запасов вооружения, военной техники и боеприпасов. (Кто это сделает, если в Вооруженных силах останутся только части постоянной готовности, предназначенные совсем для других задач.) На это тоже потребуются многомиллиардные средства.

Нынешняя реформа ВС РФ превосходит по степени сокрушительности все предыдущие, включая ельцинский погром Вооруженных сил. В самом благоприятном случае «реформированные» таким образом Вооруженные силы России смогут справиться только с одним вооруженным конфликтом. Но если этот конфликт будет расширяться до масштаба локальной войны, то останется либо применить ядерное оружие (причем, вероятно, на своей территории), либо смириться с вводом в Россию иностранных «миротворческих» войск, признать потерю Причерноморья и Прикаспия, чего, собственно, и добиваются США.

И если министр обороны г-н Сердюков может этого не понимать, ибо он, судя по всему, мало разбирается в военном деле, то начальник Генштаба генерал армии Макаров и заместители министра этого не понимать не могут. Почему они поддерживают эту реформу?

 

Советская Россия

ДЗВОН, 26.12.08