Журнал «Золотой Лев» № 179-180 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
Авто-олигархия показывает зубы
Правда о повышении пошлин на
автомобили
Беспрецедентные меры по
вытеснению подержанных иномарок с российского автомобильного рынка
предпринимаются Правительством под благовидным лозунгом защиты отечественных
автопроизводителей.
Но что же говорит о допустимости
таких мер закон? А закон говорит:
«Специальная защитная мера может
быть применена к товару в случае, если по результатам расследования
установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию РФ
осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это
причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу его
причинения».
Как профессионал, я попыталась
выяснить, действительно ли и насколько ввоз подержанных иномарок наносит вред
отечественным производителям, для чего провела небольшой экономический анализ
ситуации на рынке, используя статистику по общему объему продаж легковых
автомобилей на российском автомобильном рынке и по его структуре за несколько
лет.
Результат оказался сенсационным!
Так, в 2005 году в Россию было ввезено 309 тыс. штук
подержанных легковых автомобилей. Доля этих автомобилей на рынке РФ от общего
числа всех проданных легковых а\м составила 18%.
В 2006 году ввезено подержанных а\м 241 тыс штук. Доля этих
автомобилей на рынке от общего числа проданных А\м составила 12%.
В 2007 году ввезено подержанных а\м 370 тыс. и доля на
рынке 13,3%.
В 2008 (по прогнозам ФТС до конца года) — 380 тыс. и доля
на рынке к общему числу проданных легковых а\м — 11,8%.
То есть, цифры статистики
показывают, что и без того небольшая доля рынка, которую занимали в 2005 году
подержанные иномарки, имеет устойчивую тенденцию к уменьшению (с 18% в 2005
году до 11,8% в 2008) и уже настолько мала, что не способна ощутимо воздействовать
или каким-либо образом влиять на общие условия обращения этих товаров на
российском автомобильном рынке, в том числе на уровень цен и на потребительский
спрос, и лишь в незначительной мере привносит элемент здоровой конкуренции на
этом рынке.
При этом, подавляющая часть
подержанных автомобилей импортируется дальневосточниками и оседает на Дальнем
Востоке.
Что касается автомобилей старше 5
лет, то по оценкам экспертов автомобильной практики, в этот сегмент подержанных
автомобилей попадают порядка 150 тыс. машин, и занимают на рынке ничтожно малую
долю равную 4, % из 11,8% всей доли рынка, занимаемой импортируемыми
подержанными автомобилями.
Эти показатели говорят об
отсутствии объективных причин и законных оснований для введения защитных пошлин
на подержанные иномарки.
Проблемы у автопрома со стороны
импорта подержанных иномарок не существует. Она высосана из пальца и упорно
культивируется владельцами автомобильных компаний, использующих эту надуманную
проблему в качестве аргумента для выкачивания средств из государственной казны
на так называемую «поддержку отечественного автопрома».
Совсем иная картина обнаружилась с ввозом новых иномарок.
В 2005 году их ввезено 464 тыс. штук. Доля на рынке к
общему числу проданных легковых а\м составила 27%.
В 2006 году — ввезено 808 тыс. Доля на рынке — 40%.
В 2007 году — ввезено 1231 тыс. Доля на рынке — 44,5%.
В 2008 (прогноз ФТС до конца года) — будет ввезено 1780
тыс. новых иномарок. Доля на рынке — 55,6%.
Как показывают цифры, с 2005 года
ввоз новых иномарок увеличился в количественном выражении почти в 4 раза. Доля
импортируемых новых автомобилей на рынке увеличилась в 2 раза и занимает
львиную долю рынка — более половины всего рынка РФ легковых автомобилей.
По последним данным
аналитического агентства «Автостат», опубликованным 25.11.2008 г., за 10
месяцев текущего года в РФ было ввезено 1749 тыс. легковых автомобилей. При
этом 80% от этого числа (примерно 1400 тыс. штук) приходится на новые
автомобили, ввозимые генеральными импортерами для продажи через официальных
дилеров иностранных производителей, то есть на абсолютно новые, еще не бывшие в
эксплуатации, автомобили от производителя.
Соответственно, остальная,
многократно меньшая, часть импорта легковых автомобилей приходится на
подержанные иномарки (349 тыс. штук).
Приведенные цифры красноречиво
говорят о том, что реальный и очень серьезный вред отечественному
автомобильному производству, особенно производству моделей иностранных марок,
причиняют генеральные импортеры и официальные дилеры иностранных производителей.
При этом, в свете лозунга о
«защите отечественного автопрома», поразительнейшим является тот факт, что
кроме дилерских компаний, импорт и продажу в России новых импортных автомобилей
осуществляют (!!!) сами автомобильные компании!
Так, по информации, размещенной
на официальном сайте компании «Группа ГАЗ», в июле 2006 года «Группой ГАЗ» была
приобретена компания «LDV» в Великобритании, которая производит современные
легкие коммерческие автомобили «Maxus».
По итогам 20-ти месяцев работы
британского предприятия в составе группы ГАЗ был разработан и внедрен в
производство новый современный продукт — линейка легких коммерческих
автомобилей «Maxus» — свыше 50 модификаций.
С 29 августа 2007 года автомобили
«Maxus», производимые в Великобритании, поступили на рынок РФ.
По информации, размещенной на
официальном сайте автомобильной компании «Sollers» (старое название —
«Северстальавто»), компания получила от SsangYong Motor Company права
официального дистрибьютора автомобилей в РФ. С сентября 2005 года в РФ начались
продажи всего импортируемого модельного ряда SsangYong.
Также в соответствии с
достигнутыми договоренностями «Sollers» является дистрибьютором всего
модельного ряда Fiat в России. Продажи импортируемых автомобилей итальянской
марки Fiat стартовала 1 сентября 2006 года.
Совместное предприятие
«SOLLERS-Isuzu» является официальным импортером автомобилей Isuzu в России».
Компания «Sollers» занимается в
«Алабуге» сборкой двух моделей внедорожников SsangYong, по одной модели седана
и грузопассажирского автомобиля Fiat, по одной модели пикапа и легкого
коммерческого автомобиля Isuzu.
Таким образом, владельцев
автомобильных компаний вовсе не волнует тот факт, что, в частности, легкие
коммерческие автомобили «Maxus», импортируемые «Группой Газ» из Великобритании,
являются прямыми конкурентами легким коммерческим автомобилям «Газель» и
«Соболь», производимым этой же компанией в России, а импорт автомобилей всего
модельного ряда SsangYong, Fiat и Isuzu и реализация их на русском рынке
компанией «Sollers», составляет прямую конкуренцию тем моделям названных
брендов, которые производит компания «Sollers» в России, а также автомобилям,
производимым другими автокомпаниями.
Следует отметить, что предложения
по размерам ставок таможенных пошлин на подержанные автомобили и кузова в том
виде, в каком их приняла правительственная комиссия, внесли владельцы названных
компаний, и главную роль в этом играл, как сообщает газета «Коммерсант»,
основной владелец компании «Sollers» господин Швецов.
Так кто же в действительности
вредит отечественному производству и отчего в действительности нужно защищать русский
автопром?
Абсолютно очевидно, что эту отрасль
русской экономики нужно защищать от угрожающего 4-хкратно возросшего за 3 года
импорта новых иномарок, и от генеральных импортеров и официальных
дилеров иностранных компаний, в том числе от хозяев русского автопрома, которые
этот импорт осуществляют, нисколько не заботясь об интересах отечественного
производства.
Исходя из сложившейся с импортом
новых автомобилей катастрофической ситуации, и следуя требованиям закона,
Правительство обязано незамедлительно ввести специальные защитные пошлины
именно в отношении этого сегмента импорта автомобилей для ограничения их ввоза
в Россию.
Но что же перед лицом такой
нависшей над русским автопромом угрозы предпринимает Правительство в отношении
пошлин на новые автомобили?
Как говорится в сообщении
правительства, по результатам заседания комиссии по защитным мерам во внешней
торговле, опубликованном агентством Рейтер, комиссией признано целесообразным
установить таможенную ставку, применяемую при импорте в РФ легковых автомобилей
со сроком эксплуатации от 1 до 3 лет на уровне 30% при одновременном пропорциональном
увеличении евро-составляющей. Аналогичные ставки установить для автомобилей от
3 до 5 лет. Запретительные пошлины решено установит на подержанные автомобили
старше пяти.
Интригой такого решения
правительственной комиссии является то, что группу автомобилей, именуемую в
настоящее время таможенным законодательством — «новые», которая включает в себя
все автомобили возрастом до 3 лет, правительственная комиссия разделила на 2
группы:
1 — автомобили возрастом от 1
года до 3 лет;
2 — автомобили, возрастом до 1
года.
При этом, возрастная группа
автомобилей до 1 года — это именно те автомобили (от производителя), которые
ввозят генеральные импортеры для продажи через официальных дилеров. И именно
эта возрастная группа составляет, как ранее упоминалось по данным «Автостат»,
весь импорт новых автомобилей в РФ.
Но именно на эту возрастную
группу автомобилей (до 1 года), которые, по смыслу такого разделения, будут
теперь именоваться «новыми», правительственная комиссия оставила ставки
таможенных пошлин НЕИЗМЕННЫМИ!
Для создания видимости социальной
справедливости, правительственная комиссия увеличила на 5 процентных пунктов
ставки таможенных пошлин на группу автомобилей возрастом от 1 года до 3 лет,
тоже считающиеся в настоящее время «новыми». Но от такого повышения никому «ни
холодно, ни жарко», поскольку эта возрастная группа автомобилей в РФ не
ввозится.
Немаловажным является и тот факт,
что при вступлении РФ в ВТО, действующие ныне пошлины на импортируемые
автомобили должны быть снижены до уровня, принятого в этой Организации, а эти
требования ВТО распространяются только на новые автомобили.
То есть, импортеры абсолютно
новых автомобилей, которых правительственная комиссия по защитным мерам во
внешней торговле так бережно вывела из-под удара таможенной дубины, оставив
неизменными ставки пошлин на эту группу автомобилей, при вступлении РФ в ВТО
вообще будут в «полном шоколаде».
Принимая такие решения,
неадекватные сложившейся с импортом в РФ новых иномарок ситуации, Правительство
действует исключительно во благо шкурных интересов генеральных импортеров и
официальных дилеров иностранных производителей, в число которых входят и
хозяева отечественных автозаводов.
Именно интересами этих лиц обусловлено
и стремление законодательно запретить ввоз автомобилей с правым расположением
руля, поскольку предназначенные на экспорт и ввозимые в РФ генеральными
импортерами автомобили, японские автокомпании выпускают исключительно с левым
расположением руля.
Такие решения и действия,
открывающие неограниченные возможности для импорта новых автомобилей, являются
крайне вредоносными для отечественного автомобильного производства, а
следовательно — антигосударственными и противозаконными.
Трудно себе даже представить, что
чиновники в Правительстве не осознают того, что импорт подержанных иномарок
находится на очень низком уровне и при этом постоянно теряет свою долю рынка, в
связи с чем, не представляет угрозы для отечественного производства и нет
никаких объективных причин и законных оснований для введения в отношении них защитных
пошлин.
Так почему же Правительство
планирует ввести такие «драконовские» пошлины в отношении подержанных
автомобилей?
Да опять-таки в интересах
генеральных импортеров и официальных дилеров иностранных производителей!
По прогнозам специалистов
аналитического агентства «Автостат», содержащимся в обновленном маркетинговом
отчете о тенденциях, перспективах и прогнозах развития рынка легковых
автомобилей в РФ, в ближайшие несколько лет на вторичный рынок импортных
иномарок в РФ поступят авто, которые в настоящее время приобретаются новыми в салонах,
их количество будет в разы превышать импорт подержанных иномарок, что приведет
к сокращению его объемов.
Разумеется, что такой рост
вторичного рынка неизбежно приведет и к сокращению спроса на новые импортные
автомобили.
Во избежание потерь спроса и
сокращения импорта новых иномарок, были предприняты меры по изменению
действующего законодательства.
Так, 24 ноября 2008 года,
Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон,
предусматривающие отмену взимания НДС при продаже подержанных машин по схеме
«трейд-ин», то есть, схеме, при которой официальные дилеры при продаже в салоне
нового автомобиля выкупают подержанный автомобиль в зачет нового.
Лоббистами данной поправки
является небезызвестный нам инициатор запрета правого руля Олег Морозов и
владелец крупнейшей дилерской группы компаний «Рольф» Сергей Петров.
По информации, размещенной на
официальном сайте этой группы компаний, ее розничное подразделение на текущий
момент объединяет 24 дилерских центра в Москве и Санкт-Петербурге. Портфель
брендов компании включает в себя как массовые бренды — Ford, Hyundai, Mazda,
Mitsubishi, Peugeot, Renault, Toyota, Volkswagen, так и премиальные — Audi,
Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz.
Разумеется, что при схеме
«трейд-ин» господам типа Сергея Петрова, которые взамен новых иномарок будут
выкупать автомобили с пробегом в РФ, ни к чему конкуренты в виде импортеров
подержанных иномарок.
Принятые Госдумой поправки в
закон открывают простор для бурного развития схемы «трейд-ин» в РФ, дают мощный
толчок к увеличению объемов продаж новых (от производителя) импортных
автомобилей, которые осуществляют официальные дилеры, и соответственно, такие
поправки создают благоприятнейшие условия для роста объема и без того гигантского
импорта новых автомобилей, осуществляемого генеральными импортерами.
Все перечисленные, лежащие на
поверхности факты, говорят о том, что предпринимаемые на государственном уровне
меры, направленные на запрет ввоза автомобилей с правым рулем, на запрет
параллельного импорта, на дикое повышение пошлин на подержанные автомобили, а
также принятые Госдумой поправки в закон, позволяющий развитие схемы «трейд-ин»
— это этапы крупномасштабной акции, целью которой является создание исключительно
благоприятных условий для генеральных импортеров и официальных дилеров, в том
числе и владельцев автопрома, осуществляющих импорт в РФ и реализацию на ее
территории новых импортных автомобилей. Никакой «заботой о российском
производстве» здесь и не «пахнет».
Декларируемый же
Правительством лозунг «защиты отечественного автопрома» — это не более чем
лицемерно-популистское прикрытие своим протекционистским решениям.
При этом, под лозунгом «защиты
отечественного автопрома», в жертву приносятся жизненные интересы более
миллиона человек, так или иначе, по роду деятельности, связанных с импортом
подержанных автомобилей, который является единственным средством их существования.
В угоду представителей автомобильной
олигархии РФ, государственные чиновники, попирая права и законные интересы этой
огромной массы людей и еще большей массы потребителей, полностью очищают рынок
от импортеров подержанных иномарок, обеспечивая олигархам абсолютный захват
рынка подержанных автомобилей, и при этом, вопреки государственным интересам,
дают зеленый свет импорту новых иномарок.
Предпринятыми и планируемыми мерами в отношении импорта
подержанных автомобилей власть продемонстрировала полное пренебрежение ею
положений статьи 8 Конституции, согласно которой государство гарантирует
поддержку конкуренции, а также требований Федерального закона «О защите
конкуренции», Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мерах при импорте товаров «, а также требований Федерального
закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,
согласно которому основными принципами государственного регулирования
внешнеторговой деятельности являются:
выбор мер государственного регулирования, которые будут не
более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем
необходимо для эффективного достижения целей, для осуществления которых
предполагается применить эти меры;
обоснованность и объективность применения мер государственного
регулирования;
исключение неоправданного вмешательства государства или его
органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба ее участникам и
экономике России;
защита государством прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских
производителей и российских потребителей товаров;
гласность в разработке, принятии и применении мер
государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В сложившейся ситуации самое
время вмешаться Генеральной прокуратуре и провести расследование как на предмет
объективности, оправданности и соответствия законодательству РФ принимаемых
государственными органами власти решений, направленных на устранение с рынка РФ
импортеров подержанных автомобилей, так и на предмет коррупционной составляющей
таких решений!
АПН, 22.12.08